Отстаивая свою землю и независимость, советский народ одновременно освобождал другие народы, попавшие под гнет германского фашизма и японского милитаризма. Сам находящийся в условиях жестоких экономических ограничений в связи с войной, Советский Союз помогал восстанавливать нормальную жизнь в освобожденных странах и административно, и экономически. В ходе Освободительной миссии в Европе Красная армия освободила 11 стран (из них 9 – европейских) с общим населением 113 млн человек. За свободу, принесенную народам стран Европы от нацистской тирании, советский народ заплатил высокую цену: в ожесточенных сражениях с противником Красная армия потеряла свыше 3 млн солдат и офицеров, из них только убитыми до 1 млн человек. Сегодня некоторые авторы задаются вопросом, можно ли было Красной армии остановиться на государственной границе СССР? Чтобы ответить, необходимо учесть три фактора. Во-первых, остановиться на своих границах — де-факто означает заключить мир с убийцами и насильниками, которые вторглись в наш дом, чтобы обесчестить и убить наших родных, разорить наше хозяйство и присвоить себе наши богатства. Во-вторых, целью внешней политики Гитлера, о которой он не раз говорил в своем ближайшем окружении, являлось «жизненное пространство на Востоке». Собравшись с силами, нацисты снова развязали бы войну против Советского Союза. Возможно, еще более страшную (учитывая их атомные разработки). И, в-третьих, нельзя забывать о международном значении побед Красной армии, которые укрепляли дух и активизировали бойцов Сопротивления во всех оккупированных странах. Бросить их на растерзание фашизма и его пособников было невозможно. Нашим дедам и прадедам вместе с патриотами из других стран предстояло снять нацистское иго с европейских стран.
Важнейшей особенностью освободительной миссии Вооруженных сил Советского Союза выступали их совместные действия с армиями и вооруженными формированиями освобождаемых стран. Совместно с солдатами и офицерами Красной армии за изгнание нацистских оккупантов сражались Войско Польское, Народно-освободительная армия Югославии, 1-й чехословацкий армейский корпус, а на заключительном этапе войны — румынская, болгарская армии, части вновь созданной венгерской армии, а также польские, югославские и чешские партизаны.
Однако не все в освобождаемых от нацизма странах встречали Красную армию с благодарностью. Ослепленные национализмом, «национальные партизаны» стреляли в спины советским солдатам-освободителям. На основании новых архивных документов мы должны прямо говорить, что те, кто (осознанно или нет) боролся против освободителей, если смотреть объективно, выступал на стороне своих поработителей. Эту правду Великой Отечественной войны мы тоже должны знать и помнить, чтобы герои всегда оставались героями, а изменники и пособники врага — предателями.
Важнейшей и неотъемлемой частью Освободительной миссии Красной Армии за пределами СССР была ее гуманитарная составляющая. Без преувеличения можно сказать, что советский солдат спас Европу от растворения в глобальном «общечеловейнике» Гитлера. Еще в начале 1934 г. Гитлер заявил своему кружению, что хочет создать ядро из «сотен миллионов» немцев и близких им народов, на западе и востоке от которого будут два союза «вспомогательных народов, без армий, без самостоятельной политики, без самостоятельной экономики».
Главным инструментом этого радикального переустройства был выбран физический геноцид и уничтожение национальной идентичности. Европа под игом нацизма – это подчинение и ограбление экономик, узаконенный террор, смерть в концлагерях и легальная работорговля. Более трети государственных расходов нацистского рейха покрывали ресурсы европейских стран, а 2/3 всех крупных предприятий Европы были подчинены Германии. В оккупированных странах уничтожались национальные культура, наука и образование; всё это было достоянием только немцев (фольксдойчей).
Гитлер с гордостью именовал себя варваром, и это видно из отношения нацистов к культурному достоянию. Нацистские военно-воздушные силы и артиллерия занимались бомбовым террором. Примеров тому – не только Ленинград. Нацистами были уничтожены:
- мирный город Герника (Испания, 26 апреля 1937 г.),
- королевский дворец в Белграде (Сербия, 6 – 10 апреля 1941 г.),
- британский город Ковентри (41 авианалет нацистов в 1940 – 1942 гг.)
Существовали специальные команды по разграблению культурного наследия Европы. В личную коллекцию Гитлера в городе Линц планировалось украсть и вывезти около 4 700 картин со всей Европы. Только в Советском Союзе нацисты разграбили 427 музея (173 музея на территории РСФСР), 4000 библиотек, 19 областных архивов. Помимо закрытия прежних учреждений культуры, нацисты грабили музеи, архивы и библиотеки; уничтожали представителей национальной интеллигенции. В одной только Польше в ходе фальшиво названной «Чрезвычайной акции по умиротворению» были убить три с половиной тысячи представителей интеллигенции. Таким образом, выжившие народы лишались национальной идентичности и превращались в послушных «винтиков» нацистской оккупации.
Переформатирование менталитета (а точнее – уничтожение исторической памяти и – шире – самосознания) нацисты проводили одновременно с физическим геноцидом. Оккупированные страны были опутаны густой сетью мест массового убийства: около 30 крупных концлагерей с их филиалами, а всего – более 14 тысяч различных мест массового заключения. Первыми жертвами в них были, конечно же немцы, но они составляли лишь 15% всего числа узников нацистских концлагерей, а если брать за всю войну, то доля советских граждан (как мирных жителей, так и военнопленных) в концлагерях приближается к половине. При этом нет большой разницы между концлагерями системы СС и вермахта. Если мы обратимся к приказам Г. Рейнеке из Верховного командования вермахта, то они требовали:
- питание: отсутствует или вдвое ниже биологического минимума («план голода» Бакке, удар по иммунитету);
- обращение: чаще и без оправданий применять насилие;
- наказывать охранников, мешкающих применять насилие;
- любой конфликт – огонь на поражение по узникам.
Поэтому неслучайно, что в нацистском плену умерли 3 300 000 из 5 200 000 советских военнопленных. Военный плен был еще одним инструментом нацистского геноцида советского народа. Освободить Европу – означало не только разгромить нацизм. Освободить Европу означало вернуть остарбайтеров и узников концлагерей - своим семьям: и советских граждан, и европейцев.
Нацизм – это рабство. В нацистский плен были угнаны около 13 млн человек из других стран. Из этого числа: 4 725 000 человек – советские граждане, из них: 2 775 000 человек – мирные граждане и 1 950 000 советских военнопленных были привлечены к непосильному труду, из них погибли на работах: >2 000 000 советских «остарбайтеров» и 1 000 000 советских военнопленных.
Материал предоставлен Национальным центром исторической памяти