В начале 1897 года, ровно 120 лет назад, Россия перешла к золотому стандарту. Покоившийся на желтом металле век оказался по-своему блистательным, но не долгим. Складывавшуюся десятилетиями систему нарушили Первая мировая война и революционные потрясения.
ГЛАВНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА
И до 1897 года в России ходили разные, в том числе и золотые, монеты. Но со времен Петра Великого мерой служил серебряный рубль. Он уступил роль основной денежной единицы при Екатерине II бумажным ассигнациям, однако затем в системе накопились серьезные дисбалансы «в пользу» серебра, и с 1840 года на него вновь стали ориентироваться обменные курсы
Движение к полной замене в качестве подобного «эталона» серебряного рубля золотым обусловили многие внутренние и внешние факторы, появившиеся перекосы. При этом в целом, оно отвечало духу того времени. Ведущие страны мира переходили к валютной системе на основе золотого стандарта, и Россия, как сейчас говорят, находилась «в тренде».
Решавшее целый ряд задач введение золотого стандарта в Российской Империи было связано с именем выдающегося государственного деятеля, министра финансов Сергея Юльевича Витте. С 1897 года серебряный рубль перестал быть главной денежной единицей России, став одной из монет, привязанных к золоту.
СКОЛЬКО ВЕСИЛ В ГРАММАХ?
По реформе, позволившей в сложившихся условиях сбалансировать государственные ресурсы и поддержать экономический рост, рубль был приравнен к 0,77 с лишним грамма благородного металла. Причем именно золотые монеты были отчеканены номиналами 5 рублей, 10 («червонец») и 15 (новый «империал»), а также 7,5 рублей (в некоторых источниках – «полуимпериал»). Впечатляет, не правда ли?
Действительно, в «червонце» образца 1897 года содержалось свыше 7,7 грамма чистого золота – при общем весе «десятирублевика» более 8,6 грамма. Несложно подсчитать, что это были монеты «900-й пробы», а не денежные знаки и карты – впрочем, как раз гораздо более безопасно применяемые сегодня в мире.
Основные торговые партнеры России 120 лет назад тоже имели национальные валюты, за которые причиталась выплата точного объема благородного металла. В итоге получалось, скажем, «два рубля за один доллар» или «две германские марки за один рубль». В конце концов, все было исчислено в золоте, и, казалось бы, просто?
КАК ВОДА СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ
В России после 1897 года в обращение поступили и новые бумажные кредитные билеты достоинством до 500 рублей, подлежавшие обмену на золотые монеты по требованию и без ограничений. При должных запасах благородного металла и их своевременном пополнении сохранялась благоприятная устойчивость. И поддерживать ее какое-то время удавалось даже несмотря на возникавшие сложности.
Тем не менее, врожденным изъяном системы был риск кризиса в случае сбоев в обеспечении. Испытанием для золотого стандарта в глобальных масштабах стала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. В России последовали революция и гражданская война, печатались разные бумажные «расчетные знаки», быстро обесценивавшиеся. Введенные затем «червонцы» на бумаге сопровождало обещание золота, но свободный обмен не последовал.
Советский золотой «червонец» 1923 года – с массой и «пробой» дореволюционной монеты – также чеканили, чтобы справиться с расстройством финансовой системы. Он был востребован непродолжительное время, в основном, для внешней торговли (где был спрос на «царское золото»). Но фактически, мировой финансовый рынок уже входил в новый этап своей эволюции, который вылился вскоре в отказ от золотого стандарта в качестве ее основы.
Сергей Васильев