Владельцы имения Клопицы

Валентин Платонович Мусин-Пушкин происходил из древнего и знатного рода, его отца высоко ценил Петр I и в шутку называл «господином племянником». Однако во время царствования Анны Иоанновны Мусины-Пушкины попали в опалу: сподвижник Петра, сенатор Платон Иванович Мусин-Пушкин (отец Валентина Платоновича) лишился имения, был подвергнут пыткам и телесным наказаниям и сослан в Соловецкий монастырь. Реабилитация, последовавшая спустя два года, позволила ему вернуться в Москву, а его 13-летнему сыну Валентину (1735 – 1804) - приступить к военной службе и позже поучаствовать в Семилетней войне.

Резко жизнь Валентина Платоновича изменилась после дворцового переворота 1762 года, который привел к власти Екатерину II. Из поручиков конной гвардии Мусин-Пушкин был произведен в секунд-ротмистры, а в день коронации Екатерины Алексеевны удостоен звания камер-юнкера. Так началось его восхождение по карьерной лестнице. Помимо того ему были возвращены конфискованные имения отца. В том числе имение Клопицы.

 В 1784—1788 годах на средства помещика В. П. Мусина-Пушкина в Клопицах была построена каменная церковь во имя Святых апостолов Петра и Павла. Рядом с церковью была усадьба графа — каменный дом, пруды, парк. В 1800 году село Клопицы и деревня Перекульский Куст были переданы коллежскому асессору Карлу Норденовичу Астафьеву.

Граф Валентин Платонович Мусин-Пушкин был женат на княжне Прасковье Васильевне Долгоруковой и имел от нее дочь Анастасию (была фрейлиной, кавалерственной дамой орденаСв.Екатерины, муж - сенатор, действительный тайный советник князь Павел Петрович Щербатов) и сына Василия.

Василий Валентинович Мусин-Пушкин состоял обер-шенком при императорском дворе и некоторое время служил посланником на Сицилии и в Неаполе. Он не утруждал себя государственной службой, вел легкую, красивую столичную жизнь:бесконечные балы, литературные салоны, торжественные приемы, театральные премьеры, участие в масонских ложах. Страстное увлечение театром, русской литературой и живописью стало для Василия Валентиновича даже своего рода профессией. Известно, что с 1803 года он являлся главой репертуарной комиссии. Был знаком с А. С. Пушкиным. В 1835 году он стал председателем Императорского общества поощрения художеств, созданного его другом князем Гагариным.

Жена Валентина Платоновича Прасковья Васильевна была двоюродной сестрой графа Якова Александровича Брюса. За день до смерти, 29 ноября 1791 граф Я.А. Брюс пишет письмо В.П. Мусину-Пушкину с просьбой стать опекуном его единственной дочери Екатерине: « По кончине моей перепоручаю Вам яко другу и ближайшему родственнику мою дочь… и будете обще с графинею Вашею моей дочери вместо отца и матери…».

Графиня Екатерина Яковлевна Брюс была очень богатой невестой, унаследовав земельные владения в Калужской, Московской и Петербургской губерниях, полотняные и бумажные фабрики, конные заводы, дома в различных городах России и 40 тысяч крепостных. Екатерина II, чьей фрейлиной была молодая графиня, считала ее «первейшей, богатейшей и знатнейшей партией в России» и хотела ее выдать за графа А.М. Мамонова. Однако судьба распорядилась иначе. В.П. Мусин-Пушкин, главный опекун, не захотел, чтобы богатства ушли из семьи. В 1793 году он почти тайно женил сына на юной графине. Вот что говорит Екатерина Яковлевна об обстоятельствах венчания: « дабы скрыть происшествие сие от глаз сторонних, мимо других родственников и друзей отца моего и без Высочайшего монаршего соизволения, отправясь со мной в собственную свою, состоящую в Ямбургском уезде деревню Клопицы, совершили… брак наш таким образом, что я никого не видела окрест себя, кроме преданных дому их».

Брак с Мусиным-Пушкиным оказался несчастливым, так как мужа совершенно не интересовала молодая жена, а Екатерину тяготили родственные узы с мужем. В письме императору Александру I в 1804 году она писала, что брак «…по степени родства крови был совершен против законов супружества… против правил святых отцов». В 1796 году она уехала в Италию.

После смерти императрицы Екатерина Яковлевна обратилась с прошением к Павлу I, где сообщила, что супруг ее без ее ведома вступил в наследственные права и взял фамилию ее отца и попросила,«чтобы имения ея разделено было на три части, из которых одну назначала она для своего содержания, другую в пользу мужа, а остальную на уплату состоящих за ея долгов». Однако Павел 19 мая 1800 года на это прошение повелел: «имение привести в законное положение и, уничтожив все сделки…долги заплатить, не касаясь частей имения праву последних в роде принадлежащаго… определить опекунами сенаторов Державина и Алябьева». Так известный поэт и отец будущего композитора стали опекунами Екатерины Яковлевны и привели в порядок ее имения.

В 1804 году Екатерина приезжает в Москву и подает на имя императора Александра I прошение о расторжении брака. В просьбе было отказано. Екатерина Яковлевна, вернувшись в Италию, через поверенного начинает продажу земель и имущества, принадлежавших ей в России. В этот период она занимается благотворительной деятельностью. Через Санкт-Петербургский банк в России с 1818 года ее пожизненными пенсионерами стали как минимум 55 человек, кроме того, значительная сумма была ею положена в том же банке на счет Санкт-Петербургского Николаевского сиротского института. В Италии она вступила в гражданский брак, в котором было у нее двое сыновей — графы Гритти, Камилл и Александр. Им она и завещала все свое состояние. Умерла Екатерина Яковлевна в Париже в 1829 году. С ее смертью пресеклась российская ветвь рода Брюсов.

В браке с Екатериной Яковлевной у Василия Валентиновича детей не было, но от актрисы Нимфодоры Семёновны Семёновой (1788-1876) он имел трех незаконнорожденных дочерей. Известный щёголь скончался в Москве в 1836 году, на 7 лет пережив свою нелюбимую супругу, и был похоронен на кладбище Симонова монастыря.

Подготовила Н. БОГДАНОВА