Совсем скоро новые мусорные урны, контейнеры для сбора отходов и скамейки, сделанные руками заключенных областных колоний, появятся на улицах городов Ленинградской области.
Рабочие будни
Передо мной – высокий забор, покрытый колючей проволокой. Из-за него непрерывно раздаются характерные звуки болгарок и деревообрабатывающих станков. В исправительной колонии № 4, расположенной в Форносово, в разгаре трудовая смена. Преодолев ворота и несколько контрольно-пропускных пунктов, оказываюсь в типичном заводском помещении. Заключённые работают всерьёз, почти не отвлекаются на общение, никто не филонит.
Среди трудящихся часто встречаются молодые лица. Дело в том, что ИК-4 специализируется на «первоходах» – гражданах, которые впервые в своей жизни преступили закон. Нередко это именно молодёжь, бывшие трудные подростки, которые сейчас получили шанс на исправление. Не на словах, а на деле. На благородном плотницком деле.
– Я провожу контроль продукции и упаковываю её после проверки. Сейчас осматриваю кухонный стеллаж. Его нам заказали в индивидуальном порядке. Не только табуретки мастерим. Много чего можем, – говорит Эдуард Хуторной, один из молодых заключённых.
На вид Эдуарду не больше 23 лет. Сюда он, как и многие, попал по печально известной 228-й статье УК РФ: незаконное хранение и сбыт запрещённых веществ. Связь с наркотиками дорого обошлась ленинградцу: трудиться в стенах ИК-4 ему ещё около 7 лет.
– Да, тут немало моих сверстников и даже ребят помоложе. Похожие судьбы: никакого образования, сложная жизнь, ошибки. Только в стенах колонии понимаешь, что совершил. Зато сейчас получаем профессию. Думаю, когда выйду на свободу, пойду работать на деревообрабатывающее производство, – делится планами Эдуард.
Право на труд
В стенах колонии юные заключенные могут окончить школу и даже получить образование в профессиональном училище. Силами Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в исправительных учреждениях 47-го региона создана своя система профориентации.
– В Форносово мы обучаем по шести специальностям. Когда начинают работать, получают заработную плату, не ниже МРОТ. Потратить её можно в том числе в магазине при колонии. Трудовые права у всех, кто работает здесь, такие же точно, как и у людей за стенами нашего заведения, - комментирует Павел Михайлов, врио начальника колонии в Форносово.
Есть у заключённых и свои отпуска. На этот период меняется их распорядок дня. Если обычно после подъёма в 6 утра к 9 часам у всех начинается рабочая смена, то во время отпуска это же время можно потратить на поход в спортзал, храм при колонии, на стадион или в библиотеку.
Колонию в Форносово можно назвать образцово-показательной. В учреждении трудоустроено более 80% осуждённых, имеются самые разные производства: металлоконструкции, изделия из бетона, деревообработка, товары народного потребления. По словам заместителя начальника областного УФСИН Дмитрия Новосельского, из года в год условия труда только улучшаются, модернизируется производственная база, улучшаются условия отбывания наказания.
В таких условиях сегодня трудятся более 900 граждан. На выходе регион получает продукцию достойного качества, от сушилок для одежды до мангалов и мусорных контейнеров.
Девушки в зелёных косынках
Не менее активно работают и осуждённые женщины. Например, в исправительной колонии № 2 ФСИН в Ульяновке. Их производственная специальность – пошив спецодежды. От жилеток для дорожных рабочих до утеплённых костюмов, халатов, рукавиц и комбинезонов.
Как и в Форносово, швейный цех обставлен современным оборудованием. Вокруг – абсолютный порядок, сразу видно, что работают женщины. Сами барышни одеты в форму тёмно-зеленого цвета, волосы у каждой убраны под косынку. Последнее, впрочем, является обязательным требованием техники безопасности.
– Это нужно, чтобы волосы в колесо швейной машинки не затянуло. Не хочется причёску портить, – поясняет нам улыбчивая девушка Виктория Петрова. – Мне нравится эта работа, нравятся швейные машинки. Сейчас вот вытачиваю воротничок для спецовки.
Хорошее настроение Вики объясняется очень просто: до выхода на свободу ей осталось менее полугода.
На пользу области
Труд заключённых – это не только путь к персональному исправлению каждого. Их продукция приносит пользу родному региону, становясь важной частью ленинградской экономики. Не зря в середине мая на Петербургском международном юридическом форуме ФСИН и Ленобласть заключили соглашение о сотрудничестве. Документ подписал глава 47-го региона Александр Дрозденко.
– Трудовая терапия, которая проходит в системе ФСИН, вызывает уважение. Я говорю это не понаслышке, я перед подписанием побывал в нескольких наших учреждениях. И хочу сказать, что это очень высокая культура производства, серьёзная техника охраны труда, бытовые условия и качественная продукция, – заявил тогда Александр Юрьевич.
В рамках сотрудничества заключённые будут производить в том числе объекты благоустройства: урны, мусорные баки, малые архитектурные формы, скамейки, оборудование для остановок общественного транспорта. Вскоре их можно будет встретить во многих населённых пунктах региона. Например, колонии Тосненского района уже готовятся поставить свою продукцию для формирования комфортной среды в Никольское городское поселение.
Всего же в Ленобласти трудоустроено 85% работоспособных заключённых. Это не просто цифры, а ещё и надежда на новую судьбу для тысяч наших земляков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Автор: Алексей Астапчик
Фото: Пресс-служба УФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области