Вся жизнь - в Калитино

Вся жизнь - в Калитино
 

Совсем немного коренных жителей деревни Калитино осталось в нашем поселении. И сегодня мы хотим рассказать о прекрасной, скромной женщине, которая до сих пор живёт в нашей деревне Калитино. Во время Великой Отечественной войны она была совсем маленькой девочкой, но помнит те страшные годы очень хорошо.

Валентина Ивановна Журавлева (девичья - Иванова) родилась перед финской войной - 12 марта 1939 года в семье коренных калитинцев Анны Васильевны и Ивана Александровича Ивановых.

Когда началась финская война, отец ушел на фронт, а вместе с ним и трое его братьев - Федор, Павел и Константин. Братья вернулись живыми и здоровыми, а отец Валентины Ивановны - с тяжелой контузией.

В 1941 году у Анны Васильевны и Ивана Александровича родился сын Алексей. А тут снова война... Всех мужчин из Калитино снова призвали на фронт. Иван Александрович, несмотря на инвалидность, просился на фронт, даже в военкомат ездил, но ему отказали, а вот братья его ушли воевать. Константин и Павел погибли, защищая Ленинград, а Фёдор, который тоже участвовал в обороне Ленинграда, умер от голода вместе с женой и двумя дочками.

1943 год. Маленькой Вале тогда не было и 4 лет, но она отчетливо помнит, как в Калитино приехали машины с немцами и под дулом автоматов стали всех выгонять из домов. Времени на сборы не дали, приходилось натягивать на себя по два-три платья, так как в узелки надо было хоть что-то из продуктов взять. Всех повезли на железнодорожную станцию в Кикерино.

А там жила и бабушка Валентины Ивановны - Данилова Елизавета Фёдоровна. Ее сыновья Арсентий, Николай, Михаил и Павел тоже ушли на фронт. Погибли все...

Бабушка не смогла отпустить дочь с двумя малолетними детьми и мужем-инвалидом в неизвестность. Так они впятером оказались на станции Кикерино.

Куда их везли - никто не знал. Всех погрузили в вагоны, предназначенные для перевозки скота. Спали на полу, прижавшись друг к другу.

Привезли всех в Латвию, на станцию Сигулда. Там людям приказали выйти из вагонов и ждать на вокзале. Затем начали приезжать латыши на повозках и семьями забирать к себе людей как рабочую силу. Семью Ивановых никто брать не хотел, потому что мама Валентины была беременна третьим ребенком - какой из нее работник... Но, поскольку отец маленькой Вали был сапожником, то их взял к себе латыш, у которого была собственная сапожная мастерская. Детей у того латыша не было, он жил только с женой и с сестрой. Семью Ивановых он поселил в отдельном домике, который стоял на территории хутора.

Рядом проходила большая дорога, по которой немцы из Риги проезжали на станцию Сигулда. Валентина Ивановна помнит, что было очень страшно, когда проезжали мимо повозки, мотоциклы и большие машины с немцами. Они заезжали в дома и могли забрать в Германию молодых девушек или парней. К счастью, такая участь семью Ивановых миновала.

Через некоторое время у двухлетнего братика Валентины случился приступ, вызванный хозяином врач сказал, что у малыша, скорее всего, менингит. Лешенька пролежал без сознания около двух недель и, к сожалению, умер...

В 1944 году мама Валентины Ивановны родила девочку Машу. А вскоре началось наступление Красной Армии. Всех узников погнали в леса, в торфяные болота. Было страшно: там проходил фронт, кругом стреляли... Валина мама помогала вытаскивать из леса наших раненых солдат, которых сразу отправляли в госпитали. Однажды Анна Васильевна встретила среди бойцов своего односельчанина - Макарова Александра Павловича (к счастью, он не был ранен). Он был связистом и шел с сослуживцами впереди войск, налаживая связь, предупреждая основные группы армии о нахождении немцев. Анна Васильевна спросила, не встречал ли он брата Кольку, но Александр Павлович ответил, что бывал во многих частях и, к сожалению, ни одного брата Даниловых не встретил...

Месяца через два сообщили, что Ленинградская область освобождена, и все могут возвращаться домой. Хозяин погрузил благополучно уцелевшее семейство Ивановых на повозку и повез 30 км до станции Сигулда. До сих пор Валентина Ивановна вспоминает того латыша добрым словом: никогда он их не обижал, кормил и даже отдал корову, чтобы они могли добраться до своей Родины, не умерев с голоду.

Вернувшись домой в Калитино через полтора года на чужбине, они увидели, что все разграблено, разбито. В пустующие калитинские дома поселили жителей деревни Вересть, которую, как и Большое Заречье, сожгли оккупанты. Окна бабушкиного дома, в котором сейчас и живет наша героиня, тоже были выбиты, рамы вытащены. Потом она узнала, что в оконных проемах стояли пулеметы, направленные на лес (дом был крайним в деревне). За этим лесом - деревня Черное, где были партизаны. Немцы опасались их нападения.

Потихоньку жизнь стала налаживаться... Дети начали ходить в школу. Взрослые - работать в колхозах, совхозах. В первый класс Валентина пошла в Калитинскую школу, которая находилась в самой деревне Калитино. Потом окончила Курковицкий техникум и получила диплом пчеловода. Но по специальности работать ей не пришлось, так как она сразу устроилась в опытное хозяйство "Калитино", где всю свою жизнь проработала в полеводстве.

С детства Валя дружила с соседским мальчиком Колей Журавлевым. Повзрослев, они несколько лет дружили: ходили вместе на танцы, гуляли. Николай провожал ее до дома (через дом). В 1958 году поженились, а в 1959 году у них родился сын Сергей, в 1967 - сын Федор (к сожалению, в 3 месяца он умер от воспаления легких), а в 1971 году родилась дочь Татьяна. Но вскоре не стало мужа Валентины Ивановны. В 39 лет она осталась вдовой.

Работая в ОПХ "Калитино", Валентина Ивановна познакомилась с Евгением Васильевичем, который приехал из Сабска в гости к родственникам и устроился трактористом в машиноиспытательную станцию в Калитино. И вот уже 49 лет они счастливо живут вместе.


Мама Валентины Ивановны прожила до 82 лет (умерла в 1998 году), а бабушка, Елизавета Фёдоровна, прожила 104 года! Всю жизнь она прождала своих сыновей с войны, но, к сожалению, так никто и не вернулся

А. Серебрякова

Подготовила Н. Богданова