Продолжаем публикацию материалов об истории района краеведа-любителя Дмитрия Васильева.
С середины XIX века мыза Анташи (по Таллиннскому шоссе между Сельцо и Шундорово) принадлежала представителям старинного прусского дворянского рода Гершельман. Проживавшие в своих поместьях в Эстляндии Гершельманы, как и все прибалтийские дворяне в начале XVIII века стали российскими подданными, приняли присягу на верность Российской империи. Именно им, а точнее Константину Ивановичу Гершельману (1825 – 1898), генералу от инфантерии, участнику русско-турецкой войны принадлежала идея приобрести мызу Анташи зимой 1866 года.
Усадьба была хорошо отстроена и содержалась в порядке. Она состояла из деревянного главного дома с большим садом впереди, широкой густой аллеи по другую сторону дома, ведущей к прудам, и фруктового сада. Вправо от дома имелся так называемый английский садик со стрижеными деревьями, в котором помещались еще два флигеля. Оба сада были обнесены валом, сложенным из камней, и рвом. На углу английского сада помещались развалины, искусно сложенные из ноздреватого камня, в амбразурах которых имелись две маленькие пушки. Во фруктовом саду были богатые оранжереи экзотических растений.
С первого же года начали обзаводиться хозяйством, основанием которому служил скотный двор и молочная. Имение из года в год совершенствовалось. Оранжереи пришлось продать из-за дороговизны обслуживания, а сами постройки переделали под сенные сараи.
Женой Константина Ивановича была Екатерина Федоровна Бегер (1831 – 1908) - дочь горного инженера, генерал-лейтенанта, директора Департамента горных и соляных дел, Томского губернатора Федора Федоровича Бегера (1790 - 1861). В семье Гершельманов было восемь детей: Федор, Сергей, Дмитрий, Петр, Владимир, Юлия, Евгения, Лидия. Для детей такого многочисленного семейства и их родственников Анташи стали настоящим раем. «Время проводилось исключительно в семейном кругу. Послеобеденные прогулки по шоссе или в лес разнообразили остальной день. Иногда предпринимались поездки вдаль на наемных деревенских лошадях, преимущественно по праздникам. Такие экскурсии направлялись обыкновенно в Гостилицы, Лопухинку и Каськово. Со временем для таких экспедиций был куплен большой восьмиместный шарабан».
Двух братьев - Сергея и Федора - поселили в мезонине, где были две комнаты, проходить в которые приходилось через чердак. «Чердак этот в первые годы представлял собою что-то замечательное: он весь был завален всяким хламом, в котором интересно было порыться». Семья все лето проводила в Анташах и только в конце его иногда уезжала в родовое имение Молдино Тверской губернии.
Сыновья Константина Ивановича Гершельмана дослужились до генеральских чинов. Генерал от инфантерии Сергей Константинович Гершельман (1854 – 1910, Вильно) окончил Пажеский корпус и Николаевскую академию генерального штаба. Служил он, успешно продвигаясь по служебной лестнице, в гвардейской конноартиллерийской бригаде. Офицером отличился и был ранен в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 годах. В генеральском чине он командовал дивизией в 1904 году в войне с Японией. С 1890 года С.К. Гершельман командовал полком, армейским корпусом; в январе 1906 года он был назначен на трудную и ответственную должность генерал-губернатора Москвы и командующего войсками Московского военного округа. В 1907 году в Москве на него было произведено покушение. Гершельман не пострадал. Один из современников писал о С.К. Гершельмане: «Честный, скромный, отлично знающий военное дело человек». Он был женат на Александре Васильевне, урожденной Познанской. Их сын Сергей в 1917 году был офицером в гвардейской конной артиллерии.
Младший брат С.К. Гершельмана Дмитрий Константинович (1859 – 1913) много лет служил в военных штабах. В конце 1890 года он занимал должность начальника одного из отделов Главного штаба Военного министерства. В 1904 году генерал-лейтенант Д.К. Гершельман был назначен начальником штаба Отдельного корпуса жандармов и служил в нем до кончины. В чин генерала от инфантерии он был произведен незадолго до смерти. Умер в родовом имении Молдино 22 июля 1913 года. Женой Дмитрия Константиновича была Ольга Федоровна Джунковская, сестра жандармского генерала Владимира Федоровича Джунковского. Один из сыновей Д.К. Гершельмана, Дмитрий Дмитриевич, по семейной традиции обучался в Пажеском корпусе, по окончании которого в 1908 году был выпущен подпоручиком в лейб-гвардии конную артиллерию. В 1914 году с началом боевых действий поручик Гершельман 1-й (всего в Конной артиллерии служило пятеро братьев Гершельманов) — командир 1-го взвода батареи лейб-гвардии конной артиллерии. Участвовал в бою под Каушеном, в котором совершил подвиг и погиб его двоюродный брат Г.С. Гершельман 2-й, командир разведчиков той же батареи. После боев в Восточной Пруссии и Польше в 1915 году Д. Гершельмана перевели на Юго-Западный фронт. Здесь Дмитрий Дмитриевич повстречал внучку известного хирурга Николая Ивановича Пирогова — Александру Николаевну. Вскоре они обвенчались.
Фёдор Константинович (1853 - не ранее 1918) - генерал от кавалерии, был начальником штаба Варшавского военного округа и известным военным писателем. Свою военную карьеру он начал с обучения в Пажеском корпусе, как и его братья. После завершения обучения 21 июля 1870 года был выпущен из корпуса прапорщиком в лейб-гвардии гренадерский полк с прикомандированием к гвардии конной артиллерии. Это событие в семье Гершельманов отмечали на мызе Анташи. Федор Константинович помнил до конца своей жизни этот праздничный вечер: « Мы покинули навсегда юнкерский лагерь и разлетелись в разные стороны. Я с моим товарищем Ко-хановым сели в почтовый четверик и поехали в деревню. На станции Кипень, для большего эффекта, впрягли еще пару и на шестерике въехали в Анташи. На усадьбе между тем собралось большое общество. Радостно встретила меня семья, обставив прием с возможною торжественностью, выразившеюся в декорировании сада и всяких внешних эмблемах празднества. Обед был накрыт в саду, прошел очень оживленно, шумно, после обеда варили жженку и весь тихий, теплый июльский вечер провели в иллюминированном саду, вокруг величественного костра». В 1872 году юный прапорщик Федор Гершельман участвовал в тех самых знаменитых офицерских скачках, которые описаны в романе Толстого «Анна Каренина». Офицерские скачки в Красном Селе считались почетнейшими и заносились в послужные списки офицеров наравне с важнейшими переменами в служебной деятельности.
Федор Гершельман женился на Елене Милютиной - милой и хрупкой дочери графа Дмитрия Алексеевича Милютина. Молодая женщина не выдержала тягот походной жизни офицерской жены и скончалась в 1883 году в Оренбурге, где муж ее служил начальником казачьего юнкерского училища. Ее фотография с трогательной поминальной цитатой из стихотворения Апполона Майкова на обороте всегда была в кабинете Ф.К. Гершельмана. Офицер так больше и не женился, воспитывал дочь Наташу и сына Дмитрия.
Военная карьера развивалась своим чередом, и в 1908 году Ф.К. Гершельман стал полным генералом от кавалерии. В 1912 году вошел в Военный совет. Был с 1916 года членом Верховного военно-уголовного суда. В благополучно завершавшуюся генеральскую судьбу, как и в судьбу империи, вмешались могучие силы. Империя рухнула. Временное правительство попросило генерала уйти в отставку, а приказ об его увольнении «по болезни» подписал А.Ф. Керенский. 18 августа 1918 года Ф.К. Гершельман обратился в Главный штаб Красной Армии с просьбой выплатить ему пенсию как бывшему члену Военного совета. Но лучше бы он о себе не напоминал. Величественный старик в генеральском вицмундире с пажеским значком исчез в железной метели русской революции.
Род Гершельманов был весьма многочисленным и разветвленным. В 1907 году в Ревеле (ныне город Таллинн) было зарегистрировано объединение членов рода Гершельманов, образованное «с целью содействовать сближению членов сего рода между собою, усилить в них сознание семейного союза, оказывать им нравственную и, в случае надобности, материальную поддержку, сохранить древние семейные традиции, основанные на христианских началах». После 1917 года большинство Гершельманов покинули революционную Россию; судьбы многих из них неизвестны.
Подготовила Н. Богданова