Последние владельцы усадьбы Власово

Последние владельцы усадьбы Власово
 

Продолжаем публикацию материалов краеведа-любителя Дмитрия Васильева о забытых страницах истории нашего района.

Каменные глыбы развалин усадьбы Власово (деревня Кирово Бегуницкого сельского поселения), последними владельцами которой были представители рода Остен-Сакен, превратились в хрупкое воспоминание о былых временах. Чудом сохранившийся фамильный склеп, словно каменная глыба, возвышается над кронами деревьев старинного парка.

Остен-Сакен – русские графы и бароны шведского происхождения, переселившиеся в XIV веке в Курляндию. В России с первой половины XVIII века. В 1874 году барон Людвиг Егорович Остен-Сакен (25.11.1836 – 12.07.1909) приобретает имение Власово у вдовы Александры Ивановны Дубельт (Базилевская). Людвиг Егорович служил в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку и вышел в отставку в звании полковника. Его женой была баронесса Александра Александровна (05.01.1849 – 05.08.1930), урожденная Теттенборн - дочь барона, генерал-майора Александра Карловича Теттенборн и Натальи Ивановны (Базилевской). Александра Ивановна Дубельт и Наталья Ивановна Теттенборн родные сестры. На тот момент в имении была открыта каменоломня, построен кирпичный завод, обустроена господская и хозяйственная зоны. В западной части парка, пересеченной паутиной извилистых дорожек, построен каменный господский дом с двумя флигелями, перед ним разбит полуциркульный партер. Большое хозяйство давало соответствующие доходы. На 1890 год площадь имения составляла 3170 десятин. В хозяйстве имелось 20 рабочих лошадей, 66 коров местной породы, 20 овец и 13 свиней.

Людвиг Егорович скончался от «паралича сердца» в своем имении Власово 12 июля 1909 года. Отпевание проводил пастор молосковицкой кирхи. Похоронили барона 14 июля пополудни на холме в лесопарке мызы. Через год над его могилой сыновья соорудили склеп-памятник, сложенный из дикого камня. Александра Александровна тщательно сберегала обширную, рационально устроенную усадьбу до 1917 года. После революции имение было нациоанализировано. На его базе организовали колхоз имени НКВД (в 1940 году стал совхозом имени Кирова). С тех пор деревня сменила свое название на Кирово, и об имении Власово уже никто не вспоминал. В бывшем барском доме на разных этажах располагались правление колхоза, магазин, школа и столовая. В остальных трех домах, некогда предназначавшихся для рабочих баронского имения и сохранивших с тех пор название «казармы», обитала основная часть населения деревни.

В семье Остен-Сакен было четыре сына – Иван, Константин, Александр и Василий. Иван родился 10 января 1872 года в Санкт-Петербурге. В 1894 году окончил Императорский Александровский лицей, затем 6 лет прослужил в министерстве земледелия и государственного имущества. В 1900 году перешел в канцелярию императрицы Александры Федоровны. С 1897 года одновременно состоял депутатом Санкт-Петербургского губернского дворянского собрания от Петергофского уезда и гласным Петербургского и Петергофского уездных земств. Кроме того, он был выбран почетным мировым судьей Петергофского уезда и членом совета Санкт-Петербургского Ольгинского детского приюта трудолюбия.

28 апреля 1902 года И.Л. Остен-Сакен женился на Марии Рафаиловне Николаевой - дочери художницы, меценатки и коллекционера Марии Клавдиевны Тенишевой. Свободное время они проводили в родовом имении жены Талашкино или во Власово. Иван Людвигович был известен как заядлый игрок. Из-за этого весной 1906 года ему пришлось заложить дом своей жены на Английской набережной на 37,5 лет под 100 000 рублей. Долги продолжали расти, и 23 марта 1909 года в особняке он покончил жизнь самоубийством, оставив жену с шестилетней дочерью Ольгой.

Александр Остен-Сакен (17.12.1875 Санкт-Петербург - 12.09.1938 Берлин) – вольноопределяющийся лейб-гвардии Преображенского полка. Состоял на различных государственных службах. После революции эмигрировал за границу. Похоронен на православном кладбище в Берлине.

Василий Остен-Сакен был председателем Петергофской земской управы. 15 февраля 1913 года Высочайшим указом дозволено присоединить фамилию Теттенборн и именоваться с потомством бароном фон дер Остен-Сакен-Тетенборн. После революции эмигрировал за границу. Был управляющим делами "Организации защиты интересов русских беженцев в Германии" и секретарем "Русско-Германского клуба", попечителем имущества Свято-Князь-Владимирского Братства. Скончался 9 июля 1949 года в Буэнос-Айресе (Аргентина).

В отличие от братьев, Константин остался в России. Трагически сложилась его судьба. Он родился 28 февраля 1874 года в Варшаве, в 1898 году окончил Санкт-Петербургский Императорский университет. В 1915 году служил в 35-й Смоленской ополченческой дружине в чине подпоручика. После революции проживал с матерью Александрой Александровной в Петрограде (Ленинграде) в квартире на улице Якубовича дом 24. Работал старшим архивистом в Государственном гидрологическом институте. 20 сентября 1930 года его арестовали ПП ОГПУ в Ленинградском военном округе по обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-6 УК РСФСР (шпионаж). Постановлением ПП ОГПУ от 2 января 1931 года осужден к 5 годам лишения свободы. Срок наказания был отправлен отбывать в Соловецкий лагерь особого назначения. После отбытия двух лет наказания выслан в город Грязовец Вологодской области.

3 июля 1937 года Вологодский региональный комитет ВКП(б) разослал шифрованную телеграмму «о необходимости принятия мер в отношении бывших кулаков и уголовников». Наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и расстреляны, а остальные, менее активные, переписаны и высланы в районы по указанию НКВД. Согласно данным вологодских архивов, только за 10 месяцев (конец 1937 – начало 1938 года) решением УНКВД по Вологодской области к высшей мере наказания было приговорено 2090 человек, а 2615 отправлены в лагеря сроком на 8-10 лет. 4 декабря 1937 года в Вологодской области за контрреволюционные преступления было осуждено 289 человек, из них 234 приговорено к высшей мере наказания. В этот список попал и К.Л. Остен-Сакен. Он был арестован 3 ноября 1937 года за «активную контрреволюционную деятельность и шпионаж» и через месяц осужден к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 8 декабря 1937 года в Вологде. Место захоронения неизвестно.

Определением военного трибунала Беломорского военного округа от 9 апреля 1956 года постановление УНКВД по Вологодской области от 4 декабря 1937 года в отношении К. Л. Остен-Сакен отменено за недоказанностью обвинения.

Сейчас в усадьбе мало что осталось от построек. На месте господского дома и служб выросли современные строения, но дорога, ведущая к ним, напоминает о богатстве их прежних владельцев: вымостить ее булыжником в те времена мог позволить далеко не каждый.

Подготовила Н. Богданова