"Дом изварский старый, стены как крепостные, небось и посейчас стоит. Все в нем было мило. В прихожей пахло яблоками. В доме висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угольные диваны красного бархата. Для гостей одна комната зеленая, другая - голубая. Но это неважно, а вот важно приехать в Извару. Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то так мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы", - слова эти написаны Николаем Константиновичем Рерихом в 1937 году, через 37 лет после того, как он покинул родительскую усадьбу в Изваре.
Эту усадьбу могла бы постичь та же участь, что и многие дворянские усадьбы в нашем районе: забвение, запустение, гибель. А если учесть, что в Советском Союзе творчество Н.К. Рериха и сама его личность были не в чести (он покинул Родину), то все к тому и шло. Но в страну вернулся старший сын Николая Константиновича, Юрий, который привез картины художника, его научные и литературные труды и книги, изданные за рубежом - соотечественники с восторгом открыли для себя талант уникального творца и философа. Встал вопрос об увековечении его памяти созданием музея в усадьбе Рерихов в Изваре. Вопрос этот так бы и повис в воздухе, если бы не 100-летие со дня рождения Николая Константиновича, которое мировая общественность готовилась отметить с размахом. В Извару тогда порывались приехать многочисленные зарубежные деятели культуры и науки, но показать им здесь было нечего, увы… Посетить родные пенаты хотел и младший сын Н.К. Рериха, Святослав, но ему устроили экскурсию по "золотому кольцу" России.
Не вмешайся тогда в ситуацию первые биографы Рериха, Валентина Павловна Князева и Павел Федорович Беликов, режиссер и сценарист Ренита Андреевна Григорьева, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, не было бы у района сегодняшнего предмета его гордости и места, обязательного для посещения всеми нашими гостями. Сыграли свою роль многочисленные публикации в прессе, выставки картин Н.К. Рериха, научно-популярный фильм "Николай Рерих" и высказывание представителей одной из побывавшей в Советском Союзе правительственной делегации из Индии о том, что Рерих - символ русско-индийских связей, символ дружбы наших народов. В 1974 году началась реставрация усадебного дома как памятника истории. Проект реставрации, выполненный под руководством архитектора Альберта Эрнестовича Экка, предполагал воссоздание не только усадебного дома, но и всей усадьбы со старинным парком. Был выполнен макет, который в год столетия Н.К. Рериха экспонировался в Русском музее. Сейчас этот макет находится в музее в Изваре. Реставрация была завершена к началу 1978 года. Но музей открылся только через шесть лет… Тогдашние чиновники от культуры твердо стояли на своем: Извара слишком далеко от Ленинграда, поэтому открывать здесь музей нецелесообразно. В отреставрированный усадебный дом въехали сельсовет, детская художественная школа и библиотека. Озабоченность культурной общественности ситуацией с музеем Н.К. Рериха, ее настойчивость привели к тому, что две комнаты второго этажа усадебного дома все-таки были отданы под музей, открытие которого и состоялось 19 июня 1984 года.
Много воды утекло с тех пор в речке Изварке и питающих ее ключах. Сегодня в доме Рериха хранится более
12 000 экспонатов, в том числе подлинные документы, фотографии, письма, мемориальные предметы. Интересна история угольного дивана красного бархата, о котором упоминалось в цитате из дневника Николая Константиновича в самом начале публикации. Этот диван, изрядно потрепанный и, конечно уже без всякого бархата, нашли в соседней с Изварой деревне - стоял на кухне в одном из домов. Пока сотрудники музея согласовывали покупку со специальной комиссией, по их следам к владельцам дивана мигом примчались антиквары. Соблазн дорого продать вещь был велик, но ее отдали в дом Рериха - проявили, можно сказать, патриотизм. Мастер, который реставрировал диван, потом приезжал в Извару, чтобы убедиться, что возрожденный им предмет усадебной обстановки действительно является украшением гостиной.
- Извара - поместье родителей Николая Константиновича, с которым связаны все самые яркие впечатления его детства и юности, заложившие основы не только его художественного творчества, но и мировоззрения в целом. Поэтому, чтобы понять Рериха, нужно приезжать сюда, как к Пушкину в Михайловское, - убеждена директор музея Ольга Анатольевна Черкасова.
В Изваре были написаны первые картины Рериха, в частности, "Гонец" (1897) на древнерусский сюжет, которая принесла ему известность как художнику и была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым.
В Извару, в гости к родителям Рериха, часто приезжал Иоанн Кронштадтский. Он дал талантливому молодому художнику духовное напутствие: "Не болей! Придётся для родины много потрудиться!", которому Рерих неукоснительно следовал всю свою жизнь.
В Изваре же рождаются первые идеи, мысли о древней взаимосвязи русской и индийской культур, путей духовного совершенствования.
Наследие Н.К. Рериха оказалось рассеянным по всему миру. Многие из почти 7000 картин Николая Константиновича находятся за рубежом, но и в России их, к счастью, немало. Есть они и в Москве в Третьяковской галерее, и в Петербурге в Русском музее. Музеев Рериха в разных городах мира тоже немало, но единственный дом-музей в России, в котором жил Н.К. Рерих - это усадьба Извара. Сюда не зарастает народная тропа. Особенно в выходные дни - бывает до 100 посетителей! Люди едут издалека, даже из Южно-Африканской Республики, чтобы напитаться тем особенным духом, который взрастил выдающегося деятеля искусства, поборника мира через культуру.
Аура здесь действительно удивительная. И благородный дух дворянской усадьбы ощущаешь, едва ступив в аллею, ведущую к дому, окрашенному в теплый солнечный цвет. А ведь по соседству школа, многоквартирные дома… Но здесь, в усадьбе, - тишина и пение птиц в высоких кронах деревьев. Здесь все располагает к размышлениям о смысле бытия, к беседам о тонкостях искусства и философии, к поискам параллелей в древних культурах наших предков… Этот дух с энтузиазмом поддерживают сотрудники музея во главе с Ольгой Анатольевной Черкасовой. Наслаждение слушать ее рассказ об обитателях усадьбы, их судьбах - человек, увлеченный творчеством Н.К. Рериха и его единомышленников, она говорит о них, как о близких и понятных людях, это связывает ее практически со всеми родственными музеями и центрами изучения наследия нашего выдающегося соотечественника.
- Извару знают во всем мире, - говорит она, - и стремятся побывать здесь. Но наши земляки почему-то предпочитают заграничную экзотику. Рерих же писал в своем "Завете": "Любите Родину. Любите народ русский. Любите все народы на всех необъятностях нашей Родины. Пусть эта любовь научит полюбить и всё человечество. <…> Полюбите Родину всеми силами - и она вас возлюбит. Мы любовью Родины богаты". Мы должны гордиться, что живем там, где истоки творчества художника и общественного деятеля глобального масштаба…
Музей проводит конференции, праздники (один из них - "Зажигайте сердца" - проходит с 1986 года!), поэтические и музыкальные вечера, международные миротворческие акции. С 2002 года на территории музея-усадьбы действует комплексная научная экспедиция по изучению природы Извары, проводятся археологические исследования, на территории музея зарегистрирован памятник археологии. Территория музея-усадьбы усилиями его сотрудников и ученых Санкт-Петербурга в 2009 году получила статус особо охраняемой природной территории "Памятник природы" регионального значения. В 2014 году при поддержке губернатора Александра Юрьевича Дрозденко и депутата Законодательного собрания Ленинградской области Вадима Анатольевича Густова вышла книга О.А. Черкасовой "Рерих на Волосовской земле", они же написали предисловие к изданию. В прошлом году в музее открылась выставка, которую готовили более 20 лет - "Древности Ижорского плато"! 15 апреля, в годовщину подписания пакта Рериха о защите культурных ценностей музей-усадьба Н.К. Рериха и Детская библиотека истории и культуры Петербурга провели XV научно-практическую конференцию, посвященную практике сотрудничества библиотек и музеев по сохранению культурного наследия, воспитанию и образованию детей. Это лишь мгновения жизни дома Рерихов в Изваре, он живет насыщенной жизнью, здесь накоплен огромный материал, созданы культурные и образовательные программы, есть концепция дальнейшего развития музея-усадьбы. Остается пожелать, чтобы все задуманное удалось воплотить в жизнь.
Н. БОГДАНОВА, Фото автора и из фондов музея Н.К. Рериха в Изваре