Героические газеты

Героические газеты

 

 Совместный проект комитетов по печати Ленинградской области и Санкт-Петербурга «Словом ковали Победу» приурочен ко Дню памяти и скорби. С начала Великой Отечественной войны исполнилось ровно 80 лет. Вспомним же о том, что и блокированный фашистами Ленинград, и оккупированная область сражались не только делом, но и словом. Газеты продолжали выходить даже в самых суровых условиях, мужественных журналистов и сотрудников редакций не сломили ни голод, ни холод, ни бомбежки. Своим самоотверженным трудом они внесли огромный вклад в Великую Победу!

 

О чем писали издания Ленинграда во время блокады

Трудный 1942-й

22 июня 1942 года «Ленинградская правда» впервые за долгий период вышла на четырех страницах. Номер открывала передовица «Победа будет за нами». Газета напомнила, что ровно год назад гитлеровцы вероломно напали на нашу страну. В статье подчеркивалось: «Разгром гитлеровской Германии неминуем. Но ленинградцы знают, что им, как и всем советским людям, предстоят еще новые жестокие бои. Трудящиеся Ленинграда, прошедшие замечательную боевую школу, как и весь советский народ, преисполнены непоколебимой решительностью работать с удвоенной, утроенной энергией, не щадить сил в интересах победы».

1942-й... Впереди еще много испытаний. Но Ленинград уже пережил первую и самую тяжелую зиму блокады. Зимой по Дороге жизни был налажен подвоз хлеба, по льду Ладоги массово эвакуировали население. Весной возобновилось движение трамваев, вернулись в строй многие предприятия, возобновили работу театры и кинозалы.

Вот как описывал быт Ленинграда корреспондент газеты С. Езерский: «Липы, зацветшие на бульваре, обез­главлены. Их кроны подрезал не нож садовника. Их обрубили вражеские снаряды. На чистом асфальте вдруг замечаешь странный след, похожий на рваную рану. Это — осколки бризантного снаряда. На штукатурке родного дома краснеют полосы обнажившегося кирпича. Это — разрывы бомб. В знакомом фасаде зияют пустые глазницы выбитых рам. Это — раны на живом теле города. Боевые шрамы. Между июнем 1941 и июнем 1942 года легли 12 месяцев войны, 300 дней блокады».

«Смена» напечатала письмо рабочего В. Егорова: «Год назад я поступил на оборонный завод учеником слесаря. Цех делал оружие для фронта. Мне говорили: «Специальность трудная, нужны годы, чтобы освоить ее». Но разве можно медлить, когда для разгрома врага нужно больше оружия?! Через месяц я уже выполнил норму. Сейчас я вырабатываю 7-8 норм и самобучаю новичков».

Переломный 1943-й

«Ленинградскую правду» и «Смену» 22 июня 1943 года открывала статья Совинформбюро, в которой говорилось, что, воспользовавшись отсутствием второго фронта, немецкие войска предприняли попытки наступлений на Волгу и Северный Кавказ. Под Сталинградом и на Тереке враг был разбит.

«Второй год войны принес гитлеровцам новые огромные потери и не дал никакого вы­игрыша в территории. Более того, наши войска прорвали блокаду Ленинграда и выбили врага из важных в военном отношении районов — Курска, Ржева, Вязьмы, Великих Лук, Демянска», — подчеркивалось в официальном сообщении.

Тогда же газеты писали о торжественных церемониях вручения медалей «За оборону Ленинграда». Награды вручали рабочим и инженерам, воспитанникам ремесленных училищ и научным работникам... Во Фрунзенском районе медали получили 116 работников аптек, в том числе старейший провизор города тов. Пахуцкий. Одна из награжденных, работница Н-ского завода тов. Балашова, сказала: «С начала войны я и мой сын-подросток работаем в цехе, помогаем фронту. Муж мой на фронте, а мы здесь отдаем все силы, чтобы ускорить разгром ненавистного врага».

«Ленинградская правда» сообщила хорошую новость: область на 10 дней раньше, чем в прошлом году, выполнила план весеннего сева зерновых, льна, корнеплодов и сахарной свеклы.

Полный надежд 1944-й

Подводя итоги трех лет войны, «Ленинградская правда» сообщала, что к лету «за время наступательных боев советские войска освободили около 1,5 млн кв. м оккупированных врагом территорий, продвинулись на запад на 2 тыс. километров, вы­шли на большом протяжении фронта к нашим границам и вступили на территорию Румынии».

«Смена» рассказала о подвиге Героя Советского Союза капитана 3-го ранга С. Осипова: «Среди бела дня звено катеров Осипова заметило в Балтике караван из четырех огромных транспортов в охранении семи эсминцев и шести быстроходных катеров. Наши катерники решили атаковать. В результате потоплено три транспорта и эсминец. Осипов без потерь вернулся на базу».

В «Ленинградской правде» вышла пронзительная статья И. Эренбурга. Писатель вспо­мнил жестокую казнь беззащитных людей в Мариуполе. «Я не говорю о мести, — написал Эренбург. — Мы не станем разбивать телескопы Иены. Мы не будем жечь дом Гёте. Мы не фашисты и не начнем мазать губы немецких детей синильной кислотой. Мы придем к ним, чтобы больше никогда они не пришли к нам». 

Между тем в Ленинграде, уже освобожденном от осады, обсуждали планы восстановления. В Октябрьском районе решили выполнить годовую программу к 27-й годовщине революции. В Московском мед­работники восстановили здание больницы им. Коняшина, которое всю блокаду было под огнем врага. В Василеостровском районе отремонтировали 4,6 тыс. кв. м жилой площади, более 3 тыс. кв. м кровли, застеклено 2,3 тыс. кв. м окон… До Победы оставалось меньше года.

Победный 1945-й

В этот период газеты вспоминали начало войны. В передовице «Ленинградская правда» отметила: «Наши флаги реют в Берлине, Вене и Будапеште… Четвертую годовщину войны мы встречаем в обстановке развернувшихся перед нами бескрайних перспектив роста и процветания… Советский народ отстроит разрушенные города и вырастит вырубленные сады».

Из газет исчезли сводки с фронтов, главная тема — возвращение к мирной жизни. Важным событием стало 220-летие Академии наук СССР, празднование проходило в Ленинграде. Торжественно отметили и годовщину создания Нахимовского военно-морского училища, где обучались сыновья воинов ВМФ, Красной армии и партизан. Учреждению передано здание Петровского училищного дома на берегу Невы.

Кировский завод, всю войну ковавший оружие для фронта, вновь запустил мирную продукцию — началось производство подъемных машин для шахт. «Уже изготовлено три таких агрегата. Последняя машина собрана за 15 дней вместо месяца», — написали газеты.

О главном событии лета издания сообщили 23 июня. Они опубликовали Приказ Верховного Главнокомандующего о проведении Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года.

Анатолий Аграфенин

 

Все 872 дня блокады и 1417 дней войны ленинградцев поддерживали и вдохновляли к победе городские газеты. В самый трудный период «Ленинградская правда» «похудела» с четырех страниц до двух, но продолжала выходить ежедневно. Лишь однажды, 25 января 1942 года, подготовленный к выпуску номер не увидел свет — из-за отключения электроэнергии печатные машины встали. После этого ЧП типографии приравняли к особо важным объектам наравне с оборонными предприятиями и хлебозаводами. Больше сбои не повторялись. В январе 1942 года приостановился выпуск молодежной газеты «Смена», но уже в апреле издание возродилось.

 

Как в годы войны работали редакции Ленобласти

Что издавалось в партизанском крае

Уже в июне 1941 года был организован ленинградский штаб партизанского движения. Его сотрудники отправились на места «возвращать советскую власть» и объяснять жителям реальное положение на фронте. Довольно быстро в регионе начали издавать газеты, печатать листовки. Распространяли их сами партизаны — занятие опаснейшее. Пачки нужно было развезти по деревням, да так, чтобы не быть пойманным. Местное население взахлеб читало новости с фронта, затем газеты бросали в печь.

За первый год войны на оккупированной территории вышли в печать 43 газеты общим тиражом 9300 экземпляров. Например, «Крестьянская правда» (теперь — «Лужская правда») в Лужском районе — 6 номеров, в общей сложности 1750 экземпляров. «Ленинское знамя» («Тосненский вестник») в Тосненском районе — 7 номеров, 1800 экземпляров. Выпущено было и 5 листовок — суммарно 1100 штук.

Перед началом оккупации журналисты тосненского и лужского изданий вывезли в лес и закопали типографское оборудование — чтобы не досталось врагу. Большинство газетчиков отправились на фронт. Остальные ушли в партизанские отряды, где выпускали «боевые листки».

Жизнь в редакции

Фронт неумолимо приближался, но журналисты продолжали самоотверженно трудиться. Некоторые издания практически не прекращали регулярные выпуски. В их числе — тихвинская «Социалистическая стройка» (теперь — «Трудовая слава»). Когда стало ясно, что Тихвин не удержать, началась массовая подготовка к эвакуации. Одними из последних уехали сотрудники редакции и типографии.

Немцы хозяйничали в городе всего месяц — уже в декабре 1941-го Красная армия выбила захватчиков. Вернулись в родные, но разбитые стены и сотрудники «Социалистической стройки». Здание на Советской улице стало настоящим информационным центром. Газетчики здесь фактически жили, порой оставаясь на рабочем месте сутками.

Каждый выпуск газеты открывала сводка Совинформбюро. Подробно рассказывалось и о том, как после освобождения от фашистов восстанавливают разрушенные улицы и площади, как местное население помогает фронту, кто из тружеников отличился.

Посевная под обстрелом

Во время войны газета «Вперед» (сейчас — «Балтийский луч») из Ломоносовского района регулярно рассказывала о мужестве защитников Ораниенбаумского плацдарма, об уникальной операции, развернувшейся здесь в январе 1944-го. На крошечном пятачке было сосредоточено свыше 60 тысяч бойцов, танки, орудия, техника. 14 января именно отсюда 2-я ударная армия под командованием генерала Федюнинского начала операцию «Январский гром», завершившуюся полным освобождением Ленинграда от вражеской осады.

Районка регулярно писала и о самоотверженности сельских тружеников. Колхоз «Пеники» во главе с легендарной Марией Васильевой оказался в 6 км от переднего края. Тем не менее весной 1942 года в хозяйстве провели посевную, затем собрали урожай. А однажды партизаны привели колхозникам 12 коров, отбитых у немцев.

Сейчас в «Пениках» создается народный музей, посвященный истории этих мест. Достойное место там займут материалы из газеты «Вперед».

Обеспечить выход газеты!

В первые месяцы войны лодейнопольская «Ленинская правда» (теперь — «Лодейное Поле») чаще всего писала о работе колхозов, предприятий и организаций в условиях военного времени. Корреспонденты сообщали о самоотверженном труде советских людей, которые заменили у станков и в колхозах товарищей, ушедших на войну.

Вскоре фронт вплотную приблизился к Лодейному Полю. Фашистские снаряды вызвали пожары важных административных зданий, в том числе райкома партии, где помещалась редакция. Вступив в истребительный батальон, журналисты и типографские рабочие с оружием в руках охраняли фронтовой город.

В конце августа — начале сентября 1941-го редакция переехала в деревню Люговичи. Здесь организовали ежедневный прием и печать сообщений Совинформбюро ­(300-400 экземпляров), обеспечили выпуск двухполоски дважды в неделю (400-500 экземпляров).

Жизнь коллектива редакции и типографии была заполнена напряженным творческим трудом. Порой люди не спали по двое суток. Большими тиражами (2-3 тысячи штук) сотрудники выпускали «боевые листки» и доставляли их на передовую.

Фронт близко, но жизнь кипит

Газета «Сталинская правда» (теперь — «Волховские огни»), как и до войны, продолжала выходить три-четыре раза в неделю. Первая полоса отводилась официальным документам: здесь печатали постановления, приказы и сводки Совинформбюро. На второй публиковали материалы, касающиеся вопросов обеспечения продовольствием, здравоохранения, культуры. Иногда газета выходила и на четырех полосах.

Несмотря на близость фронта, жизнь в районе кипела, и местная газета информировала о многих ее направлениях. Были заметки о том, как развивается художественная самодеятельность в селах Иссад и Воскресенское, как колхозники собирают книги для сельских библиотек.

«Смерть немецким оккупантам!»

С началом оккупации Красногвардейска (Гатчины), 13 сентября 1941 года, нацисты установили в городе террористический порядок. Немецкие СМИ развернули яростную пропаганду. Поэтому советскому правительству так важно было наладить выпуск газет, пусть небольшими тиражами.

К 7 ноября 1941 года силами журналистов и партизан был напечатан первый после двухмесячного перерыва номер «Красногвардейской правды» (теперь — «Гатчинская правда») формата А4, в две страницы.

Газета публиковала информацию о зверствах оккупантов в деревнях и селах района и партизанской борьбе, печатала сводки Совинформбюро, рассказывала о жизни в тылу страны. Каждый номер открывался призывом «Смерть немецким оккупантам!». С ноября 1941-го по декабрь 1943-го издание вышло около 20 раз.

В военные годы областные газеты были для жителей региона важнейшим источником информации. Их читали семьями, трудовыми коллективами, жадно впитывая каждую строчку. Публикуемые в них материалы давали людям надежду на скорую Победу над Германией.

Артем Куртов

Большинство районных газет перед приходом нацистов закрылось, но партизаны продолжили их дело. В области выходило несколько десятков изданий, а тиражи отдельных составляли от 450 до 2500 экземпляров — огромные цифры для военного времени.