Президентский полк по праву называют "лицом армии и страны", ведь его солдаты и офицеры несут службу у стен Московского Кремля и обеспечивают безопасность первых лиц государства, участвуют в протокольных мероприятиях и торжественных церемониях на высшем уровне. они первые, кого видят высокие иностранные гости, ступая на российскую землю.
Далеко не каждый может служить в этом воинском подразделении. Требования к будущим кремлевцам очень высокие - от высокого роста и отменного здоровья до незапятнанной биографии. Ежегодно на службу в Президентский полк из Ленинградской области отправляются служить не более десятка новобранцев. В это число каждый год попадают и ребята из нашего района. С помощью сотрудников военкомата мы разыскали некоторых из них и попросили рассказать о службе в Кремле.
Вячеслав Суворов:
- После окончания ВСШ №1 я учился в колледже в Гатчине. Перед защитой диплома пришла повестка из военкомата. К этому времени я уже знал, что буду проситься в Президентский полк, о котором много рассказывал служивший там знакомый. Сообщил о своем желании в военкомат. Мне предложили заполнить необходимые документы и пройти различные тесты - я подошел по всем параметрам.
Обычно новобранцев везут в Кремль не сразу, сначала - в учебный лагерь в Подмосковье. Но нас привезли в Кремль сразу, потому что на территории лагеря шел ремонт. В Кремле и присягу принимал - говорят, что такое было впервые за всю историю полка.
Научиться всем премудростям и тонкостям пришлось за полгода! Тренировки были многочасовыми и напряженными, ведь все действия в строю должны быть абсолютно синхронными, поза в карауле - совершенно неподвижной. Много времени уделялось подготовке формы, потому что внешний вид солдата Президентского полка предполагает безупречность. Сапоги начищали по нескольку часов, чтобы в них можно было смотреться, как в зеркало, пуговицы на парадной форме и другие металлические детали (на кивере, например) тоже должны быть начищены до зеркального блеска.
Я служил в роте специального караула. Основной пост был у могилы Неизвестного солдата. Первый мой выход состоялся уже через два месяца службы. Не было ни страха, ни какого-то особого волнения. В голове была одна мысль, чтобы все сделать так, как должно быть, как учили. Смена длится час. Потом три часа отдыхаешь и снова на час. И так три раза за день - караул длится с 8 часов утра до 22.00. За год службы я заступал на пост №1 30 раз.
Служба в Кремле особая. Памятник истории, сердце страны, как его называют, храмы, музеи, толпы туристов, которые норовят сфотографироваться с тобой , - ко всему этому быстро привыкаешь. В свободное время нас водили на экскурсии: видел Оружейную палату, Алмазный фонд, в Мавзолее и без экскурсии побывал не раз, поскольку там у нас тоже был охранный пост, мы несли там дежурство. А еще нас возили на одну из московских кондитерских фабрик и в музей-квартиру прославленного полководца Жукова.
Поскольку служил в роте спецкараула, то приходилось участвовать и в различных церемониях, и в показательных выступлениях. Например, мы выступали на балу кадетов, который устраивали в ГУМе, на молодежном спортивном фестивале в Люберцах - показывали примеры перестроения в движении и на месте, приемы жонглирования карабинами - все синхронно, под музыку. Со стороны все смотрится красиво и гармонично, но сколько сил до седьмого пота и времени было потрачено на то, чтобы это именно так и выглядело! Доводилось участвовать в показательных выступлениях и в день открытых дверей, которые полк устраивает дважды в год.
Президента видел за несколько дней до демобилизации, когда наша рота участвовала в церемонии вручения государственных наград.
Считаю, что мне очень повезло с армейской службой.
Дмитрий Эрте:
- До армии я учился в Гатчинском педагогическом колледже, должен был стать учителем физкультуры. На последнем курсе сдал все экзамены, оставалась только защита диплома, но пришла повестка из военкомата… Вообще-то я хотел попасть на флот в Калининград, в военкомате же предложили Президентский полк, о котором я ничего не знал. Согласился.
Когда приехали в Москву, думал, что нас сразу повезут в Кремль. Но нас на месяц отправили в подмосковный военный лагерь - курс молодого бойца проходил там, там и присягу принимал. И только потом уже был Кремль.
Я попал в батальон охраны, то есть мы несли службу по охране Кремля: в составе дежурного подразделения обходил территорию, стоял на посту у Спасской и Троицкой башен.
Обеспечивая охрану и пропускной режим, довелось стать свидетелем многих крупных событий. Пользующийся огромной популярностью у туристов развод пеших и конных караулов видел раз восемь! Парад 9 мая 2015 года в честь юбилея Победы видел, что называется, с самого лучшего места, хотя и был в карауле. Запомнился и прием в Государственном Кремлевском дворце по случаю 23 февраля, где мы тоже несли охрану и открывали тяжелые двери перед первыми лицами нашего государства и их высокими гостями. Наш батальон нес службу и на спецтерминале московского аэропорта Внуково, который обслуживет вылеты президента и правительства.
В любую погоду нас регулярно вывозили на неделю в полевой лагерь в Подмосковье. Там строевая и огневая подготовки, стрельбы, занятия по спецподготовке, марш-броски - все по полной программе! Но и Москву удалось посмотреть, когда в увольнение отпускали. Столица столицей, но Питер мне нравится больше!
Год службы пролетел для меня незаметно и оставил приятные впечатления. После армии я три года служил по контракту, но уже в другой воинской части.
Дмитрий Стрелков:
- В подмосковном лагере, куда нас, новобранцев, привезли для прохождения курса молодого бойца, первым делом отобрали все мамины пирожки и прочую снедь. Месяц зубрили Устав, по 6 часов занимались строевой подготовкой и по 2 часа - физической. Оно того стоило: я попал в роту спецкараула, которая непосредственно участвует в протокольных мероприятиях государственного уровня.
Свой первый выход в караул на пост №1 к могиле Неизвестного солдата 8 ноября я запомнил очень хорошо, ведь он совпал с моим днем рождения! Не раз был в карауле и у Мавзолея - как бы там ни было, а идут туристы к Ильичу…
Самым же знаменательным событием в моей службе была поездка в Арабские Эмираты, где в Абу-Даби проходила крупнейшая выставка вооружения и боевой техники IDEX. К командировке готовились два месяца! На открытии выставки, на котором присутствовал шейх, мы выступали большим квадратом (36 человк, а есть еще малый, в котором участвую 12) - показывали приемы перестроения и владения карабинами с элементами жонглирования. Жили мы в отеле, нас в свободное время возили на экскурсии, были на берегу Персидского залива - впечатления незабываемые! Со своей задачей - представить армию России - мы справились достойно, хотя в условиях жары это было нелегко.
Запомнилось и выступление на фестивале военных оркестров "Спасская башня".
Помимо многочасовых тренировок и усиленных занятий физподготовкой, участия в протокольных мероприятиях и несения караулов, мы делали все, что положено на службе: дневалили, выезжали на стрельбы, были в нарядах по кухне… Раз в неделю нам выдавали мобильники и разрешали звонить домой. Должен сказать без тени иронии, что офицеры относились к нам, как к сыновьям и заботливо учили всему, что необходимо. Ни о каких неуставных отношениях и речи не было.
Год пролетел незаметно. 5 мая я был в карауле на посту №1 у могилы Неизвестного солдата, а 11 уже демобилизовался. Знакомые до сих пор обращают внимание на мою выправку и прямую спину. Думаю, надо брата, которому 14 лет, подготовить к службе в Президентском полку.
Диплом колледжа при университете аэрокосмического приборостроения я защищал уже после демобилизации…
Н. БОГДАНОВА, Фото предоставлены героями публикации