В архиве память не пылится

В архиве память не пылится

Продолжаем публикацию материалов краеведа Дмитрия Васильева.

Немного храмов оставалось в нашем районе после трагических событий - войн, революций... Но в некоторых все же продолжала гореть свеча, бережно пронесенная сквозь социальные бури. Большинство храмов разделило судьбу священников и прихожан. Такая же история постигла церковь Пресвятой Троицы в деревне Теглицы Бегуницкого сельского поселения, настоятелем которой в 30-е годы был Николай Брянцев.

Большой удачей для меня явился рассказ жительницы деревни Теглицы Елены Ивановны Сергеевой и правнучки отца Николая - Ольги Геннадьевны Цветковой, которые любезно предоставили фотографии из семейного архива.

Здесь на холме, где сейчас идет строительство новой церкви, стояли в разное время деревянные во имя Пресвятой Троицы с приделом святого Александра Невского. Первую построили в 1812-1825 годах, когда владелицей этих земель была помещица Софья Егоровна Липхарт. В 1920 году построили новую Троицкую церковь, но освятили только в 1929 году. Свою трагическую судьбу она разделила с отцом Николаем.

В селе Помялово Новоладожского уезда в семье псаломщика Троицкой церкви Алексея Павловича Брянцева и его супруги просфорни Марии Николаевны родились дети Павел (23.11.1889) и Николай (16.07.1891). Алексей Павлович скончался в 1902 году. С этого времени Мария Николаевна стала получать пособие от епархиального попечительства, а дети «были приняты обучаться на казенный счет».

Павел окончил Александро-Невское духовное училище и в 1908 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Окончив ее в 1911 году, стал учителем Ларионовского земского училища в Новоладожском уезде Санкт-Петербургской губернии. 18 июля 1914 года Павла призвали в действующую армию, а 11 ноября того же года он получил ранение в бою под Ловичем. За мужественное поведение на фронте его наградили серебряной медалью на Георгиевской ленте. 6 июня 1916 года из-за ранения признали негодным к военной службе. В госпитале он познакомился со своей будущей женой - сестрой милосердия Евдокией Алексеевной Свиридовой, которая была знакома с великой княгиней Елизаветой Федоровной и просила ее помочь Павлу Алексеевичу. Елизавета Федоровна приняла участие в судьбе Брянцева и обратилась к ректору Петроградского университета с ходатайством от 10 ноября 1916 года, где просила «оказать содействие к зачислению в число студентов Петроградского университета бывшего сельского учителя Павла Алексеевича Брянцева. Находясь в 217-м Ковровском полку рядовым, Брянцев был ранен в ногу. В результате увечья он не может учительствовать в начальном училище, так как ему трудно много ходить, а школьному учителю приходится во время занятий быть все время в движении, чтобы следить за работой всех учеников. Для продолжения педагогической деятельности Брянцеву необходимо получить высшее образование. Это даст ему возможность быть преподавателем в среднем учебном заведении ». В 1916 году Павла приняли на историко-филологический факультет Петроградского университета. Через два года его направили учителем в Вындиноосторвскую единую трудовую школу. Но 3 мая 1919 года Павел был рукоположен в сан диакона митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским) «ко храму Пресвятой Троицы в селе Помялово», а в 1921 году рукоположен во священника и служил в селе Мемино Петроградской епархии (Киришский район). Отца Павла арестовали 8декабря 1933года. Тройкой ОГПУ в Ленинградском военном округе 26 мая 1934 года осудили по статье 58-11 УК РСФСР (пропаганда или агитация с использованием религиозных предрассудков масс, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти) на 5 лет лишения свободы. Отбыв срок в Дальлаге, оказался вновь арестованым в феврале 1938 года, за чем последовало этапирование в Благовещенскую тюрьму. Тройкой УНКВД по Хабаровскому краю 17 марта 1938 года священника Брянцева приговорили к высшей мере наказания. Умер отец Павел 13 мая 1938 года, за две недели до исполнения приговора.

У отца Павла и его супруги Евдокии Алексеевны было пятеро детей: Ольга, Александра, Елизавета, Алексей, Николай. После немецкой оккупации в 1944 году Евдокию Алексеевну с двумя малолетними детьми выслали в поселок Ялба Тюменской области. 14 сентября 1989 года Брянцев П.А. реабилитирован прокуратурой Ленинградской области. В 2000 году Архиерейский Собор постановил прославить в лике новомучеников и исповедников Российских священномученика Павла Брянцева.

Как и старший брат, Николай поступил в Александро-Невское духовное училище, после него – в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Закончив обучение в 1911 году исправляет должность псаломщика в церкви святого великомученика Пантелеймона Ямбургского уезда урочища Крутые Ручьи при колонии для больных проказой.

Местность Крутые Ручьи в Ямбургском уезде Петербургской губернии на берегу ручья – притока реки Лубенки долгие годы была окутана тайной и загадочностью. Поговаривали, что место это не очень хорошее, и лишний раз бывать там не стоит. В обществе до сих пор сохранилось выражение "бежать, как от прокаженных". Действительно, неизвестная причина, вызывающая эту болезнь, делала этих людей изгоями в обществе. Проказа - это хроническое инфекционное заболевание, обычно поражающее кожу и нервную систему.

В 1912 году Николай Алексеевич - псаломщик Покровской церкви села Павы Лужского уезда, а затем - в деревне Поддубье того же уезда. В 1916 году вновь возвращается псаломщиком в Крутые Ручьи, а затем в Троицкую церковь села Теглицы, где и проживал в семье прадеда мужа Елены Ивановны Сергеевой. В «Алфавитном списке клира Ленинградской области за 1 мая 1937 года» отец Николай значится протоиереем. Прослужил он в Теглицкой церкви до своего ареста 26 апреля 1938 года. Особой тройкой УНКВД ЛО 8 июня 1938 года приговорен по ст. 58-10-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Отца Николая расстреляли в Ленинграде 18 июня 1938 года. Он не дожил месяц до своего сорокасемилетия. У отца Николая и его жены Натальи Евстафьевны (1896 - 1979) было двое детей – Николай (январь 1914) и Ольга (февраль 1916). До ареста отец Николай ушел из семьи, чтобы не подвергать ее преследованию и репрессии. Перед войной жена отца Николая Наталья Евстафьевна переехала в Струги Красные со своим вторым мужем. Ольга Николаевна поехала к ней на лето со своей дочкой Галиной. Там они все попали в оккупацию и были угнаны немцами сначала на север Литвы в Паневежис, потом в Германию. Известно, что Ольга после войны работала главным бухгалтером в Беседском сельскохозяйственном техникуме.

Николай прошел всю войну. На службу поступил в 1936 году. Он служил в составе 2-й армии ПВО на Ленинградском фронте начальником радиостанции. «Лейтенант Брянцев командует взводом наблюдательных постов, расположенных у линии фронта в районе Мги. Посты взвода отлично выполняют поставленные задачи. Хоть НП находится под постоянным артиллерийским обстрелом, они бдительно несут службу наблюдения за воздухом.

В период Синявинских операций июнь – сентябрь месяц 1943 года, когда особенно усилились налеты авиации противника, под непрерывным артиллерийским обстрелом противника его посты бдительно несли службу наблюдения. Все пролетающие самолеты противника своевременно ими обнаруживались и правильно опознавались на любых высотах, в любое время суток. От артиллерийского огня и бомбежек с воздуха неоднократно выходили из строя проволочная связь НП ВНОС с ротным постом. Товарищ Брянцев лично быстро ее восстанавливал, увлекая своим личным примером личный состав поста на выполнение боевой задачи». Войну закончил в звании майора. Имел награды: медаль «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги», орден Отечественной войны II степени. После войны некоторое время работал на аэродроме в Котлах, затем председателем партийного бюро центрального отделения совхоза, председатель исполкома Котельского сельского совета.

Роль священника Троицкой церкви в Великую Отечественную войну выполнял житель деревни Синковицы. После войны в храме устроили клуб, а затем склад зерна. В начале 50-х годов началось восстановление Александро-Невской лавры под руководством митрополита Григория. Основную часть обстановки пожертвовали приходы Ленинградской епархии. «Дубовый иконостас, плащаницу, два аналоя, четыре иконы и семисвечник для митрополичьей церкви привезли из недействовавшего Троицкого храма в селе Теглицы». Судьба Троицкой церкви деревни Теглицы повторила судьбу многих храмов нашей страны - ее разобрали на дрова.

В августе 2011 года Теглицы посетили потомки Павла и Николая Брянцевых: внучка отца Николая Галина Николаевна Воробьева, правнучки - Ольга Геннадьевна Цветкова, Татьяна Геннадьевна Ефимова и внучка отца Павла Татьяна Алексеевна Брянцева. Они ознакомились с местами, где жили и служили Господу их предки. Сделали пожертвования, как и многие местные жители, неравнодушные к восстановлению храма.

Подготовила Н. Богданова