Дело всей жизни

Дело всей жизни
 

Учитель истории Кикеринской средней школы Тамара Ивановна Алексеева не одно десятилетие посвятила сбору материала и изучению жизни отважного летчика – капитана Анатолия Ломакина, имя которого носит одна из улиц поселка. Тамара Ивановна любезно поделилась с редакцией «СН» информацией о человеке, внесшем свой личный вклад и в снятие блокады Ленинграда, и в освобождение Волосовского района от немецко-фашистских оккупантов. А еще оказалось, что детство Тамары Ивановны прошло в блокадном Ленинграде – с первого до последнего дня осады… Предлагаем вам ее рассказы.

В 1970 году моему классу, тогда 7-б, было поручено собрать информацию о летчике, погибшем в бою в районе щебеночного завода при освобождении Волосовского района от немецко-фашистских оккупантов. Много писем разослали тогда ребята. Но действенная помощь пришла от ленинградской молодежной газеты «Смена»: на публикацию откликнулся Климентий Иванович Струлик, который сообщил адрес жены Ломакина – Оксаны Павловны.

В Большом Кикерино нашлись очевидцы падения самолета. Это были супруги Лудниковы – Павел Федорович и Елена Алексеевна. 25 января 1944 года они работали на складах 81 км, слышали сильный взрыв и увидели, как самолет со сломанным крылом резко начал падать вниз. Они побежали к месту падения. В 300 метрах от обломков самолета лежал погибший летчик. Его похоронили в Волосово возле храма Александра Невского, позже останки перенесли на братское захоронение на ул. Ветеранов.

Из архива школьники получили биографию Анатолия Георгиевича Ломакина, стали искать его однополчан, а также обратились в Кикеринский поселковый Совет с просьбой переименовать улицу Железнодорожная в улицу Ломакина. В 1972 году просьбу удовлетворили.

20 мая 1972 года на праздник, посвященный переименованию, приезжала жена Анатолия Георгиевича, его дочь Валентина с мужем друг летчика – Николай Петрович Цыганков. На улице Ломакина была установлена мемориальная доска в честь героя.

Но поиск продолжался.

Узнали адрес школы в Таганроге, где учился Анатолий, адреса его родственников: матери Марии Максимовны, сестры Валентины и брата Константина. Все звали в гости! И мы поехали! Мария Максимовна, к сожалению, нас не дождалась (скончалась в январе 1974 года), а Валентина Георгиевна и Константин Георгиевич тепло встретили нас и разместили группу из 17 человек у себя дома. Приветливо встречали нас и в школе №8, где учился Толя Ломакин. Оттуда и из краеведческого музея Таганрога мы привезли много интересного материала. Полезным было знакомство с летчиками Ейского военного училища, которые сражались на Леинградском фронте, с писателем Онойченко, который приезжал потом в Кикерино писать книгу о Ломакине.

В 1974-75 годах переписка следопытов продолжилась, мы начали оформлять экспозицию о героическом летчике в школьном музее, опубликовали материалы о нем в «Сельской нови».

Юные поисковики дождались письма от дважды Героя Советского Союза Василия Ивановича Ракова, которого Ломакин прикрывал в последнем для себя бою, и воспоминаний друга и сослуживца Ломакина, Юрия Васильевича Храмова.

Вместе с ребятами мы собрали обширный материал о третьей эскарилье 21 авиационного полка Краснознаменного Балтийского флота.

Поиск много дал школьникам, стал делом моей жизни. Не одно поколение кикеринских детей выросло на героическом примере Анатолия Ломакина и его доблестных соратников, с уважением относилось к подвигам и боевому прошлому защитников Отечества и тех, кто не щадил себя в боях за освобождение Волосовского района от фашистских оккупантов. Более 25 лет продолжалась тесная связь с Таганрогом, с родственниками и однополчанами Анатолия Ломакина. В честь 40-летия снятия блокады Ленинграда мы ездили в Таганрог со специально подготовленной концертной программой.

Ежегодно 9 апреля, в день рождения Анатолия Ломакина, в Кикеринской школе проходили торжественные пионерские линейки, где награждали лучших. Не одно поколение школьников гордо именовало себя ломакинцами благодаря участию в поисковой работе и делах по увековечению памяти героя. Например, каждый выпускник Кикеринской школы оставил на улице Ломакина свой саженец дерева…

Я счастлива, что в далеком теперь 1970 году мне и моим ученикам дали такое задание. Благодаря этому мы узнали много интересного об обороне Ленинграда, познакомились с людьми, которыми обязаны мирной жизнью.

С мечтой о небе и крыльях

Анатолий Георгиевич Ломакин родился 9 апреля 1921 года в Таганроге. Его отец был экономистом на заводе, мать трудилась в промышленных мастерских. Толя был старшим сыном в семье Ломакиных, кроме него были еще дочь Валентина и сын Константин.

Толя рос крепким и здоровым мальчиком, очень любил спорт (занимался самбо), посещал драмкружок в клубе медработников. Но главной его страстью были небо и самолеты. В детстве он увлекся теорией воздухоплавания.

После семилетки Анатолий поступил в техникум, но перешел в фабрично-заводское училище при заводе имени Сталина, где он потом работал слесарем.

В декабре 1940 года комсомолец Ломакин стал курсантом Ейского военно-морского авиационного училища, через год закончил обучение по ускоренной программе и прибыл в 21 истребительный авиаполк, где его назначили в 3 эскадрилью.

Главное задачей полка была охрана «Дороги жизни». «Храброму все ни по чем», - считал Анатолий, но первый бой (13 марта 1942 года) многому научил молодого летчика. Ломакин увлекся тогда дуэлью с «Мессершмиттом», что позволило другому вражескому самолету сильно повредить машину советского пилота. Его самолет с высоты 2 000 метров свалился в штопор, из которого удалось выйти благодаря огромным усилиям в 100 метрах от земли. С тех пор Ломакин стал осмотрительнее, упорно изучал опыт ведения воздушного боя своих более опытных товарищей и вскоре стал умелым и расчетливым истребителем. Врач полка Василий Георгиевич Митрофанов утверждал потом, что Ломакин не был даже ни разу ранен.

Наши истребители днем и ночью перекрывали путь фашистским «охотникам» на автомашины и транспортные самолеты, которые пробирались в Ленинград «Дорогой жизни». Однажды самолет, в котором находились женщины и дети из осажденного города, атаковал «Мессершмитт». Но стервятник успел выпустить по самолету с эвакуированными только одну очередь, потому что его в напряженном воздушном бою сбил Ломакин.

Однажды, барражируя над Ленинградом и охраняя подступы к военным объектам, Ломакин в паре с капитаном Жаринковым вступил в бой с 15 «Юнкерсами». Два бесстрашных балтийца врезались в строй самолетов, сбили два из них, а остальные обратились в бегство.

5 мая 1942 года четверка И-16, в которую входил и Анатолий Ломакин, встретилась с 10 «Мессершмиттами». Наши летчики смело пошли в атаку. В этом бою Ломакин оказался в гуще вражеских самолетов и меткой очередью сбил фашистский самолет. Товарищи Анатолий сбили два самолета. Наши летчики благополучно и без потерь вернулись на аэродром.

По воспоминаниям сослуживцев Ломакина, он всегда был дисциплинированным, четко выполнял приказы, при этом был веселым и жизнерадостным, всегда подбадривал товарищей. Огорчался только, когда части поручали прикрытие штурмовиков, потому что прикрывающий не имеет права завязывать с противником «свободный бой». Его главная задача – охранять ударную группу, если на нее нападут истребители. Надо отражать атаки, но нельзя отрываться от охраняемых машин и преследовать врага. Ломакин тогда еще не знал, что именно прикрытие станет его «коньком», прославит его мастерство и обессмертит имя. Ломакин внес в прикрытие свои, ломакинские приемы: он, например, не отпугивал вражеские самолеты, а уничтожал их, предвидя маневр противника.

В 1943 году за боевые заслуги летчик Ломакин был награжден Орденом Красного Знамени (в январе и в августе), а в октябре – Орденом Ленина. Такая оценка ратного труда вдохновляла советского аса на новые свершения. В боях за прорыв блокады Ленинграда он только с 12 по 15 января 1943 года девять раз поднимал свой истребитель для прикрытия штурмовиков, шедших на уничтожение живой силы и техники противника. Ломакин не признавал шаблонов в тактике, был смелым новатором в бою. О его подвигах было написано в листовке «В небе Балтики», а о героическом поступке – в газете «Правда» за 29 января 1944 года.

В дни освобождения Ленинграда от блокады советские соколы летали с аэродрома Борки в Ломоносовском районе. Их задачей было перерезать отступление врага по железной дороге Веймарн-Кингисепп, загнать в Глумицкое болото и уничтожить группировку фашистских войск «Север».

25 января 1944 года при выполнении боевого задания (прикрывал самолет дважды Героя Советского Союза Василия Ивановича Ракова) Анатолий Ломакин погиб. Случилось это так. После нанесения удара по станции Волосово, самолет Ракова был атакован «Мессером». Ломакин отразил атаку и самоотверженно ринулся преследовать его, уйдя за облака, висевшие совсем низко. Увлекшись стрельбой, Ломакин не заметил, как сзади появился другой «Мессер». Его жертвой и стал Ломакин… Загоревшийся самолет упал в лес и взорвался. За три дня до этого ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Летчик так и не узнал об этом. Было ему всего 23 года…

За период участия в боях по защите Ленинграда капитан Ломакин произвел 452 боевых вылета, лично сбил 7 и в группе – 19 самолетов противника. Командир воинской части майор Павлов писал отцу летчика: « На боевом счету вашего сына 26 побед! Родина по достоинству оценила его боевые заслуги, удостоив звания Герой Советского Союза. И вам Родина благодарна, уважаемый Георгий Петрович, за такого сына-героя, как Анатолий!» Его пример вдохновлял боевых друзей на новые подвиги во имя Победы.