Терроризм – страшное явление, которое может коснуться каждого. Причем риск состоит не только в том, что можно стать жертвой взрыва или заложником, но и в том, что можно неосознанно оказаться членом террористической группы, как это случилось с героем публикации.
Личность свою он предпочел скрыть – не хочет публичности. Его семья живет в Волосово, сейчас ему 28 лет. Неприятная история произошла с ним в Москве, где ему «посчастливилось» связаться с плохой компанией.
- Мне тогда было 14 лет, и в связи с переменой места жительства у меня не было друзей, лишь сосед-ровесник, с которым мы иногда общались. Как-то мы встретились на лестничной клетке и разговорились. Я ему пожаловался на скуку, и он предложил мне пойти с ним к его друзьям. Мне эта идея понравилась, и я без колебаний согласился.
Его приятели оказались веселыми и энергичными ребятами, мне было с ними легко. Постепенно мы сдружились и стали проводить время вместе. Однако со временем я стал замечать странные и пугающие вещи, которыми увлекались мои новые друзья. Они с большим интересом смотрели выпуски новостей про террористические акты, собирали вырезки из газет… Они могли часами обсуждать эти происшествия, анализируя ошибки террористов и предполагая, как бы они поступили на месте преступников. Пугало то, что у них как будто даже не было сочувствия к жертвам, будто для них это обычное и нормальное явление. В силу возраста и отсутствия других друзей я продолжал с ними общаться и даже участвовал в обсуждениях.
Я надеялся, что это просто подростковая тяга к опасному и неодобряемому обществом. По-настоящему мне стало страшно, когда мои друзья пришли с несколькими петардами и с воодушевлением стали рассказывать, как здорово было бы взорвать их в ближайшем торговом центре. «Представляешь, как рванет?» - с блеском в глазах говорили они. Мне не только не хотелось в этом участвовать, я хотел это предотвратить.
Я в то время стал уже постарше, поэтому свое мнение и позицию уже имел и мог ее отстоять. Одно дело говорить о взрывах, другое – устраивать самим. Я в красках расписал, насколько это ужасно и что им попадет, если их поймают. К моему удивлению, они меня выслушали, но мнение не изменили, аргументируя это тем, что у них есть «крыша». Желая поделиться со мной такой ценной информацией, они все и рассказали.
Оказалось, несколько месяцев назад двоюродный дядя одного из ребят, узнав об их увлечении, заинтересовался этим и постепенно стал все больше и больше с ними общаться, рассказывая о террористических актах в разных странах мира. Меня с собой они никогда не брали, так как этот дядя, увидев меня один раз, сразу понял, что мне это неинтересно. Именно он надоумил моих друзей взорвать петарды в людном месте, утверждая, что никто не пострадает и им за это ничего не будет. От полученной информации мне стало плохо. В тот момент я понял, что такое вербовка людей. Правда, мне всегда казалось, что люди на это идут из-за идеологических, религиозных или политических взглядов, а не просто из-за интереса.
Мои друзья пригрозили, что если я кому-нибудь об этом расскажу, то меня постигнет серьезное наказание. Я был растерян и не знал, что делать. С одной стороны, я понимал, что это надо предотвратить, с другой – мне было страшно за себя.
Домой я пришел мрачнее тучи, что сразу же заметили родители. После их долгих расспросов я все выложил и расплакался. Мне, 16-летнему мальчишке, уже не по силам было сдерживать свои эмоции. К счастью, родители всегда были понимающими и умными людьми, поэтому взяли эту ситуацию в свои руки. Столько лет прошло, а я до сих пор им за это благодарен.
С помощью каких-то знакомых отец обратился в органы так, чтобы это было полностью анонимно и безопасно. Даже была придумана другая официальная версия утечки информации.
В результате расследования выяснилось, что тот двоюродный дядя был членом террористической группировки, которая находила таких людей, как мои приятели. Этой организации не нужны были новые члены, им требовались одноразовые исполнители. Кстати, это оказались не петарды, а более мощные взрывные устройства, которые смогли бы разнести четверть здания.
Членов группировки нашли и задержали. Во время расследования всплыло еще несколько эпизодов, правда, менее серьезных, чем планируемый взрыв в торговом центре.
Не дождавшись вынесения приговора, моя семья переехала жить в Волосово. Так нам было спокойнее. Что сейчас с теми ребятами, я не знаю, надеюсь, они взялись за ум и больше не увлекаются ничем противозаконным. Призываю всех быть достойными членами общества, ценить здоровье и жизнь других людей и тщательнее выбирать себе друзей!
Подготовила А. МАРКОВА