За 12 лет работы бойцы поискового отряда "Авангард" подняли останки 111 защитников Родины, погибших в годы Великой Отечественной войны, имена 28 из них удалось установить, найдены родственники восьмерых. За этими цифрами - большая и трудная работа: экспедиции, раскопки в глухих лесах и на заболоченной местности, сбор информации о боевых действиях на территории района, местах дислокации войск… Всякий раз, когда ребята понимают, что в заросшей воронке от снаряда или в почти сравнявшемся с землей окопе есть человеческие останки, они тщательно, руками разбирают грунт: вдруг найдется хоть что-то, что поможет установить личность погибшего. Большая удача, если удается найти так называемый смертный медальон с заполненным и читаемым вкладышем - тогда эмоции переполняют поисковиков: "Еще одного бойца доведем до дома - вернем родным!".
Похоронить с воинскими и гражданскими почестями, по православному обычаю останки погибших солдат - тоже забота авангардовцев. В канун 75-й годовщины начала Великой Отечественной войны они провели сразу две такие торжественно-траурные церемонии - в Торосово и Большой Вруде.
Местом упокоения курсанта и офицера Ново-Петергофского военно-политического училища НКВД им.К.Ворошилова и ленинградского ополченца стало братское захоронение в Торосово. У мемориальной стелы замерли в карауле зарничники в морской форме. Пришли местные жители с букетами цветов, школьники.
Командир поискового отряда "Авангард" Лариса Фетисова рассказала, что место, где нужно копать, показал в урочище Хюльгюзи житель Торосово Виктор Васильевич Волчков. Все останки лежали практически на поверхности, и работы там еще много: найденные три безымянных бойца - только начало… Погибли они в августе 1941 года в ходе тяжелейших и ожесточенных боев, сдерживая фашистское нашествие на подступах к Ленинграду. Из архивных материалов стало известно, что батальон курсантов 17 августа 1941 года в урочище Хюльгюзи вступил в бой с двумя батальонами СС и одним разведывательным танковым батальоном 8-й танковой дивизии вермахта. Через несколько дней для защитников города на Неве здесь сложилось тяжелое положение: противотанковые средства борьбы иссякли, батальон в течение четырех дней оставался без пищи и воды. Потери в результате минометного и артиллерийского огня противника были большими: из 583 человек личного состава батальона к октябрю 1941 года в живых остались 10 офицеров и 68 курсантов…
На митинге перед собравшимися выступил глава администрации Губаницкого сельского поселения Сергей Петрович Супрун:
- Сегодня, в канун 75-летия начала Великой Отечественной войны, мы хороним солдат, защищавших подступы к Ленинграду и погибших в боях с фашистскими захватчиками. Спасибо поисковому отряду "Авангард", который упорно и кропотливо разыскивает тех, кто отдал свои жизни за Родину, но до сих пор лежат в наших лесах безвестные, не погребенные подобающим образом… Мы обязаны помнить подвиг этих безымянных бойцов. Вечная им память!
Председатель совета ветеранов Губаницкого сельского поселения Людмила Васильевна Гасанова, обращаясь к землякам, сказала:
- Говорят, что война не окончена, пока не похоронен последний солдат. Нашей Победе уже 71 год, а война все продолжается, потому что поисковики каждый год находят останки тех, кто погиб, защищая Отечество. Спасибо ребятам, взявшим на себя благородную миссию поиска павших героев. Вечная память погибшим за Родину!
Священник храма Святой Великомученицы Ирины в Волгово отец Антоний совершил чин отпевания воинов, "живот свой за Отечество положивших" и помолился об упокоении их душ.
Гроб с останками под троекратный оружейный салют опустили в могилу, на свежий холм легли венки и цветы. Поисковики же, встав вокруг земляной насыпи, дружно преклонили колени, на мгновение застыв, - в знак своего, особого уважения к тем, кого только что предали с почетом земле…
В Большой Вруде торжественно-траурная церемония была посвящена погребению останков десятерых защитников земли Ленинградской. Все они были подняты на территории в окрестностях: в районе деревень Коноховицы, Летошицы, Большая Вруда и Малая Александровка. Погибшие воины были ополченцами дивизии народного ополчения и курсантами Ново-Петергофского военно-политического училища НКВД им. К.Е. Ворошилова. Пали смертью храбрых в августе 1941 года.
1-я дивизия народного ополчения формировалась в Ленинграде из добровольцев, в составе действующей армии с 18 июля по 21 сентября 1941 года. 29 июля дивизия выступила из Ленинграда маршем на Пулково, 10 августа ополченцы находились в Красном Селе, грузились в эшелон, 11 августа прибыли в Волосово.
Первое сражение дивизия приняла на железнодорожной станции Вруда вечером 11 августа и до 14 августа вела оборонительные бои. В ходе этих боев дивизия потеряла почти половину личного состава…
В связи с осложнением обстановки на подступах к Ленинграду 17 августа 1941года по приказу командующего Северным фронтом батальоны курсантов Ново-Петергофского военно-политического училища НКВД им. Климента Ворошилова получили задачу выставить заслон на Красногвардейском направлении. Красногвардейским тогда называлась Гатчина. Впереди действовали части Красной Армии, в том числе и дивизии народного ополчения.
В ходе поисковых работ удалось установить имя ополченца, поднятого в районе дер. Летошицы. Это ДВОРЯНЧИКОВ Александр Арсеньевич, 1911 года рождения, уроженец Старицкого района Калининской области. Ушел добровольцем в дивизию народного ополчения с Ленинградского судостроительного завода 29 июля 1941 года и через месяц погиб.
О подробностях обнаружения останков этого бойца и установления его личности рассказал заместитель командира поискового отряда "Авангард" Михаил Соловьев:
- Выезд в Летошицы в последние дни августа прошлого года оказался удачным. Только начали поиск, как сигнал металлоискателя возле корней елки заинтересовал меня. Когда начал копать, на глубине 20 сантиметров обнаружил остатки от гранаты РГ-33. И для проверки площади стал проводить расширение зоны. И тут пошли останки… Пришло время аккуратной расчистки земли. Боец оказался "верховой": лежал на глубине от 15 до 30 сантиметров. Усложняли раскопки корни ели. Судя по расположению останков, солдат упал спиной в небольшую ямку… Самое важное - был найден смертный медальон, он лежал в противогазной сумке, вместе с противогазом и простым карандашом. Когда находишь медальон, аж мурашки пробегают по всему телу и кричать хочется "Ура-а-а!", но сдерживаешься. Ужасно хочется открыть его немедленно, но правила и разум останавливают. Такие вещи просматривать нужно дома с инструментом. Не дай Бог с вкладышем что-то произойдет, и тогда, считай, бойца потерял, стер его как личность, сделал его безымянным. Вкладыш оказался заполненным, но читался плохо. С помощью друзей-поисковиков из многих городов России, особенно Натальи Юрьевны Кругловой из Керчи, вкладыш прочитали и родственников Александра Арсеньевича Дворянчикова нашли. Причем рядом - в Петербурге! Теперь можно было кричать: "Ура!".
Племянница Наталья Сергеевна Антонова с дочерью приезжали на торжественно-траурную церемонию захоронения останков в Большую Вруду. Дядю она, конечно, не помнит: ей был всего год, когда началась война. Но мама рассказывала о своем брате, с которым они вместе работали на судостроительном заводе. Семья Натальи Сергеевны все 900 дней блокады жила в осажденном городе. Зинаида Ареньевна рассказывала дочери, как она, будучи сварщицей, под бомбежками с плотов заваривала пробоины в боевых кораблях, приходивших на ремонт… О гибели родственника узнали из похоронки, в которой не было указано ни места, где ополченец Дворянчиков сложил голову, ни о месте его захоронения. Известие от поисковиков ошеломило Наталью Сергеевну, ведь столько лет прошло, уже всякую надежду потеряли хоть что-то узнать о погибшем… Слез не сдерживала, благодарила искренне и от души. Михаил Соловьев отвез племянницу и ее дочь на место обнаружения останков родственника. Женщина долго стояла в глубоком молчании на раскопе… Былое стало таким близким!
А у бойцов "Авангарда" впереди еще непочатый край работы! Наша земля еще столько военных тайн и неизвестных героев хранит в себе, столько сулит открытий…
Н. БОГДАНОВА
Фото автора и М.Соловьева