"Картошки нынче нет", "Покопал-покопал, да и запахал половину огорода: нет урожая". На такой невеселой ноте сейчас заканчиваются разговоры огородников о результатах завершающегося сезона.
У фермера Пантелеева картошка есть. Но добывается она с поля буквально с боем. Честное слово, это не красивая метафора! Полдня погожие - хорошо, день-другой - отлично: можно выходить в поле!
…Несколько дней без дождя отстояло, а вода все равно в бороздах держится. Механизаторы выбирают на массиве места посуше, чтобы не завязнуть и не рвать грязью транспортеры комбайнов.
- Случалось и мощным грузовиком вытаскивать из вязкой почвы трактора с комбайнами, - делится агроном Надежда Зеленкова. - Жутковато было наблюдать, как МАЗ медленно проседает, словно в болото, в раскисшую от дождей почву, пока к нему цепляют трактор… Поэтому и приходится убирать урожай выборочно, чтобы не терять время на вытаскивание завязшей техники. Вспоминаю прошлогоднюю уборку картофеля - это была просто песня: тепло, сухо. Но, видно, " не все коту масленица"… На то у нас и зона рискованного земледелия, и с этим не считаться нельзя.
- Да, в прошлом году на эту дату у нас было убрано 70 из 100 га, а нынче - всего 35, - говорит хозяин картофельных плантаций. - Комбайны вышли в поле с 16 августа, но из-за погоды работать начинали то после обеда, то в 6 вечера. Тут хоть как нервничай, а с "небесной канцелярией" все равно не договориться! Жалко, конечно, трудов, затрат, но ничего не поделаешь… Нынешний год показал, что абсолютно устойчивых к фитофторе и переувлажнению сортов картофеля нет! У меня посажены Ред Скарлетт, Удача и Каратоп - ни один не устоял!
Пантелеев за урожай боролся. Избыток влаги способствовал раннему развитию болезней на картофеле, особенно свирепствовала фитофтора. Посадки пришлось 6 раз обработать фунгицидами - в зависимости от погоды применяли системные и контактные препараты, правильно их чередовали, использовали и средства для химического уничтожения ботвы. И урожай есть! Если бы не обрабатывали средствами защиты растений, не получили бы ничего.
С поля один за другим уезжают к хранилищу груженые автомашины и трактора с прицепами. Картофельная насыпь в них уже обдута теплым ветром, подсушена солнцем, хотя в транспортере комбайна клубни трудно было рассмотреть в массе с влажной почвой. Про урожайность Борис Михайлович говорить не хочет: не показатель, считает.
- Убирать будем все по максимуму, но сколько положим картофеля на хранение - покажет лечебный период. Может, половину придется в отходы выгрузить, - говорит.
Хранилище у фермера хорошее, на полторы тысячи тонн, есть сортировальная линия, холодильная камера, но погодные условия периода вегетации картофеля непременно скажутся на качестве клубней, хотя их и пытались защитить от болезней.
- Лечебный период будем проводить как обычно, по технологии, - рассказывает Надежда Александровна. - Правда, нынче сколько электроэнергии придется израсходовать для сушки урожая, ведь картофель с поля идет мокрый, с большим количеством земли - опять затраты… Потом сортировка и переборка - глаз да глаз нужен будет, чтобы не пропустить при закладке на хранение пораженные фитофторой клубни.
Не радует фермера Пантелеева нынешняя цена на картофель: она совсем не высокая при том, что у нас неурожай на эту продовольственную культуру. Точнее, она не то что невысокая, она совсем не адекватна затратам на выращивание урожая. Да и оптовые покупатели у хранилища пока не толпятся.
В чрезвычайно тяжелых условиях, с потерями идет сейчас уборка урожая. Но она идет. Сельхозпредприятия и фермеры в полном смысле слова спасают выращенное. И радуются метеопрогнозу, обещающему погожие дни: в поле можно будет работать в полную силу. Но тревога за урожай, его сохранность и дальнейшую реализацию, все равно стоит в полный рост.
Н. БОГДАНОВА, Фото автора